Как писал Карл Маркс, государство есть не что иное, как исполнительный комитет буржуазии. Но в России президент Владимир Путин поставил Маркса с ног на голову: государство управляет большинством важнейших деловых предприятий, а не наоборот. Создан новый гибрид государства и корпорации, в котором общественный и частный сектор переплетены и поставлены на службу Кремлю. Андрей Илларионов, советник Путина по экономике, ушедший со своего поста в декабре 2005 года, называет это "корпоративным государством".
Это уже не просто кумовство. Дмитрий Медведев является вице-премьером и председателем совета директоров гигантской государственной газовой монополии "Газпром", которая контролируют пятую часть мировых запасов газа. Игорь Сечин, заместитель руководителя администрации Путина, был назначен главой совета директоров недавно созданной государственной нефтяной компании "Роснефть". Кремль усиливает свой контроль и в других отраслях. В феврале Путин объединил российские авиастроительные компании в единую государственную корпорацию. В ноябре закрытая государственная компания по торговле оружием, "Рособоронэкспорт", приобрела контрольный пакет "ВСМПО-Ависма" - крупнейшего мирового производителя титана. Директор "Рособоронэкспорта" Сергей Чемезов стал председателем совета директоров компании. Как говорит Илларионов, "в России не осталось никакого пространства для экономических свобод".
Корпоративное государство - это не просто способ обогатиться для аппаратчиков Путина - хотя и это, конечно, тоже. По мнению Кита Дэрена, специалиста по России из Йельского университета, во многом это средство от постоянной головной боли авторитарных режимов: как создать до такой степени рыночную экономику, чтобы она приносила доход, но не дать развиться независимому бизнесу. Ведь он может настолько усилиться, что поставит под вопрос власть правительства. В первую очередь Путин сломил олигархов, которые посмели встать у него на пути. Теперь складывается впечатление, что Кремль усиливает контроль над оставшимися возможными источниками оппозиции. И корпоративное государство не проявляет признаков усталости: возможно, Медведев, кремлевский человек в "Газпроме", будет выбран Путиным в качестве следующего президента.