"Когда сильные правители собираются вместе, помпезность и обоюдное восхищение всегда приходят следом. Так было и во время двухдневного визита Владимира Путина в Каир, в ходе которого он навестил Абделя Фаттаха ас-Сиси, бывшего военачальника, свергшего избранное исламистское правительство Египта в середине 2013 года, а затем ставшего президентом. Приветственные транспаранты украшали улицы, а государственная газета "Аль-Ахрам" вышла с подхалимским заголовком "Герой нашего времени". Путин сделал ответный комплимент, назвав Египет "давним и проверенным партнером", - пишет Дэвид Гарднер на страницах Financial Times.
"Двое мужчин, несомненно, обсудят удручающую ситуацию на Ближнем Востоке, рост торговли между двумя странами и, возможно, закупку Египтом российского оружия. Но их сотрудничество - подтверждение сильных сторон иллиберальных демократий. По такой же схеме развиваются отношения Путина с Реджепом Тайипом Эрдоганом, все более авторитарным президентом Турции, которую Путин с большой помпой посетил в декабре", - сообщает издание.
"Россия и Турция занимают противоположные позиции по гражданской войне в Сирии, а неоисламист Эрдоган, который поддерживает организацию "Братья-мусульмане" и обвиняет ас-Сиси в тирании, совсем иначе видит ситуацию в Египте. Но, похоже, это не является препятствием для теплых отношений, даже несмотря на то, что Турция является давним членом НАТО. Собственно, Йигит Булут, ближайший помощник президента Турции, назвал Путина и Эрдогана единственными "настоящими лидерами" на всем белом свете", - пишет Гарднер.
"Турция - часть более масштабной иллиберальной тенденции, - предупреждает Хакан Алтынай, бывший глава института "Открытое общество" в Турции, ныне сотрудник вашингтонского Brookings Institution. - Виктор Орбан и Путин публично высказали свои симпатии и обрисовали показатели эффективности такой формы правления. Нам надо отнестись к этому вызову со всей серьезностью, не делать вид, что его не существует, или успокаивать себя карикатурами. Прежние каноны либерализма должны быть пересмотрены в ответ этому интеллектуальному и политическому вызову".