"На прошлой неделе Руслан Коцаба опубликовал видео, адресованное украинскому президенту Петру Порошенко, в котором он заявляет, что скорее пойдет в тюрьму на пять лет за уклонение от призыва, чем пойдет воевать с пророссийскими сепаратистами. Теперь ему грозит 15 лет тюрьмы, после того как он был арестован за государственную измену и создание помех украинской армии. Его случай очень симптоматичен: он отражает трудности Киева при мобилизации уставшего от войны общества на борьбу с сепаратистами, которых Россия, похоже, снабжает оружием и обеспечивает военной подготовкой в неограниченном количестве", - пишет Шон Уолкер на страницах The Guardian.
"Призыву на военную службу сейчас подлежат украинские мужчины в возрасте 25-60 лет. 75 тыс. были разосланы повестки, 60% из них пойдут служить", - заявил Порошенко на прошлой неделе. Предпочтение отдается мужчинам с военным опытом.
Постановление правительства ограничивает зарубежные поездки для тех, кто подлежит мобилизации. Это означает, что люди могут быть арестованы на пограничных контрольно-пропускных пунктах, а тем, кто окажется виновным в уклонении от призыва, грозит до пяти лет лишения свободы - как раз этот закон лег в основу ролика Коцабы", - продолжает Уолкер.
Правительство отрицает, что с мобилизацией есть серьезные проблемы, а депутат Верховной Рады Павел Кишкар, который воевал в составе добровольческого батальона "Донбасс", заявил, что нежелающих сражаться немного. Но данные из регионов, особенно из Западной Украины, свидетельствуют об ином. "По крайней мере здесь мобилизация провалилась, - сказала Ирина Верещук, мэр небольшого городка Рава-Русская на крайнем западе Украины. - Люди не понимают, против чего они борются. Если это война, то почему ее не объявили? Почему обычных людей мобилизуют для борьбы с террористами?"
"В Киеве 24-летний Андрей, студент инженерного факультета, говорит, что он надеется, что война завершится до того, как ему исполнится 25 (с этого возраста он может быть призван)", - пишет автор. "Мой друг сказал мне, что его друг был на Востоке и они столкнулись с чеченцами, которые отрезали им яйца. Их было около сотни, чеченцы кастрировали всех. Если меня призовут, я думаю, что буду прятаться. Я хочу семью и детей", - заявил Андрей.