Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
11 января 2001 г.

Эндрю Майер | Time

Новое мировоззрение Кремля: что стоит за теплыми отношениями между Москвой и Берлином?

Была произнесена лишь одна фраза, но поскольку она исходила из уст кремлевского лидера, отправившегося в свою первую зарубежную поездку, она заслуживала внимания. "Германия была и остается нашим ведущим партнером в Европе и ... в мире",- заявил Владимир Путин в июне прошлого года в Берлине. На этой неделе канцлер Германии Герхард Шредер прибыл с визитом в Москву на празднование православного Рождества - и российский президент вновь заявил о своих теплых чувствах ко всему немецкому. Таким образом, с откровенностью, поразившей многих в Вашингтоне, не говоря уже о европейских столицах, Путин, видимо, дал понять, что готов положить конец постсоветским временам, когда американскому господству в России, ничего не угрожало.

Взаимоотношения Путина со Шредером - очень теплые, в отличие от тех, которые мы с удивлением наблюдали на встрече с Клинтоном - весьма показательны. Беглый немецкий Путина, конечно, облегчил их сближение, а отсутствие переводчиков сделало их близость - по крайней мере, на фотографиях - еще более заметной. Визит Шредера в Москву, возможно, ознаменовал собой поворотный пункт в российско-германских отношениях. Однако движение Москвы навстречу Германии и в сторону от США наблюдается уже давно.

Этому есть много причин как экономического, так и политического характера, в числе которых следует назвать войну НАТО в Косово и экономическую мощь Америки. Более того, Германия является крупнейшим торговым партнером России на Западе. Не следует забывать и о кредитах. В знак благодарности за поддержку воссоединения Германии правительство Коля выделило России помощь в размере около 67 млрд. долларов.

Однако новое мировоззрение, в настоящее время зарождающееся в Кремле, главным образом, объясняется личностью президента. По мнению многих россиян, Путин обладает типично немецкими чертами характера: бесстрастностью, прямотой и дисциплинированностью. Когда в канун прошлого Нового года Борис Ельцин оставил Кремль, открывая дорогу для Путина, московские эксперты сразу заметили его черты характера, свойственные немцам. Они говорили, что Обломов ушел из Кремля, и его место занял Штольц.

В романе классика 19 века Ивана Гончарова Обломов, любимый персонаж многих поколений россиян, известен своей инертностью. Штольц, его друг, немец по национальности, совершающий поездки в Европу - полная ему противоположность. Еще во время летнего визита Путина Германию (в прошлом, будучи офицером КГБ, он служил в Дрездене), многие аналитики в России заметили, как жизнь похожа на упомянутое литературное произведение: "По крайней мере, у нас есть свой настоящий Штольц",- заявил корреспондент одного из телеканалов.

Шредер прибыл на этой неделе в Москву, чтобы отпраздновать православное Рождество, побывать на балете и, без сомнения, обсудить вопрос о стремлении Джорджа Буша добиться создания национальной системы ПРО и дальнейшего расширения НАТО. Но, прежде всего, он приехал в Россию, чтобы убедить Путина дать обещание, что Россия выплатит Германии советские долги в размере 20 млрд. долларов. Германскому лидеру это удалось. Однако Россия не выплатит 1,5 млрд. долларов, которые она должна Парижскому клубу в первом квартале 2001 года.

И все же Путину, быть может, удастся добиться от немцев новых кредитов, инвестиций и развития торговых отношений. К настоящему времени россияне освободились от чар американских пионеров "дикого Запада". "Мы полагали, что американцы знают, что нужно делать, но мы были наивными,- подчеркнул ведущий российский банкир.- Американцы осторожны. Они хотят заручиться всевозможными гарантиями, прежде чем инвестировать хотя бы что-нибудь. Немцы понимают, как нужно у нас вести дела: если им нравится сделка, они не задают слишком много вопросов, они дают деньги".

Немцы хотят, чтобы Россия была стабильной. "Все средства хороши, чтобы вернуть долги",- говорит один американский банкир в Москве. Благодаря своим сторонникам во Франкфурте и Берлине, Путину, скорее всего, удастся разморозить кредиты МВФ, предназначенные России. Однако Германии следует быть осторожной. Торговая карта имеет оборотную сторону. Почти весь свой газ Германия получает от российского газового гиганта "Газпрома". Как говорится в популярной шутке российских газовиков, нажми на выключатель в штаб-квартире "Газпрома", и во Франкфурте погаснет свет.

Симпатия Путина ко всему немецкому, конечно, может быть и к лучшему для России. "Немецкое упорство", которым Гончаров наделил Штольца, может помочь ему осуществить долгожданные радикальные реформы. Тем не менее, в эти дни, говоря о "немецком опыте" применительно к России, историки часто ссылаются на Веймарскую Германию и хаос после Первой Мировой войны, способствовавший приходу к власти Гитлера. "Веймарская Россия"- это расхожая фраза среди тех, кто следит за действиями Кремля.

Конечно, можно провести историческую параллель. После развала СССР и десятилетия экономического и военного упадка россияне хотели бы вновь видеть свою Родину великой. В некоторых кругах считают, что только сильный человек может поднять Россию с колен. Конечно, россияне имеют полное право выбирать свой собственный путь развития, каким бы неправильным его не считали на Западе. Но будет очень печально, если объединенная Германия, очарованная своим прелестным славянским соседом, который даже говорит на ее родном языке, поможет укрепить эту сильную руку. А для России это будет еще большей трагедией.

Источник: Time


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru