У Портера Госса больше забот, чем у Самюэля Шмида (президента Швейцарской Конфедерации. - Прим. ред.). Швейцария поставлена в неловкое положение благодаря утечке информации. Директор ЦРУ разгневан тем, что разведывательное ведомство, которое он возглавил около двух лет назад, стало походить на дуршлаг. Секреты просачиваются из Лэнгли (штаб-квартиры ЦРУ. - Прим. ред.) так, словно никаких барьеров там уже не существует - то в виде сенсаций, рассказанных по дружбе знакомому журналисту, то в виде книг, написанных самими шпионами. Последние, самые скандальные утечки касаются тайных тюрем в Европе (об их существовании рассказала недавно газета Washington Post) и прослушивания граждан Агентством национальной безопасности (о котором, после долгих колебаний, решилась сообщить New York Times).
Чтобы положить конец этой практике, Портер Госс на прошлой неделе провел в Лэнгли собрание сотрудников: агенты должны были перестать болтать, были намечены меры по усилению режима секретности в ЦРУ. Каков же результат? Очередная утечка! О новой сенсации сообщил журнал Time.
После изгнания Джорджа Тенета, поплатившегося за провал (или "подставу") разведывательного ведомства перед войной в Ираке, Портер Гросс, конгрессмен-республиканец и бывший шпион, был поставлен во главе ведомства, чтобы собрать его по кусочкам и вернуть ему боевой дух. ЦРУ уже давно раздирают политические распри, и война лишь насыпала соли на раны. Многие офицеры считают, что они честно работали. Но их сомнения по поводу наличия у Саддама Хусейна оружия массового поражения и их предупреждения по поводу послевоенных трудностей были с порога отметены политиками (и в самом ЦРУ, и в Вашингтоне), которые уже давно решили: интервенция необходима. Моральный дух сотрудников, говорит один из них, "низок, как дерьмо кита на дне океана".
И курс лечения, прописанный Госсом, не помогает. Утечки, подрывающие работу агентства, происходят все чаще. Директор говорит, что он почти каждый день встречает в газетах информацию "анонимного источника", которая, как ему самому известно, исходит из стен его ведомства. Дошло до того, что люди, соглашающиеся на конфиденциальную беседу с офицером ЦРУ, опасаются, что через год-два сообщенные ими сведения появятся в мемуарах их собеседника, отметил, как пишет Time, один из участников последнего совещания в Лэнгли. Потому что шпионы пишут. Фильм "Сириана" - жестокий шарж на ЦРУ и коррупцию в нефтяной промышленности - был снят по мотивам книги бывшего разведчика Филиппа Эйджи. Два года назад вышла в свет без упоминания имени автора книга "Имперское высокомерие" (Imperial Hubris), в которой подвергалась резкой критике политика администрации после 11 сентября. Написал ее Майкл Шойер, одно время возглавлявший подразделение, брошенное на поиски Усамы бен Ладена. Шойер, который тогда еще работал в ЦРУ, даже получил на ее публикацию добро от своих начальников!
Отныне действующие сотрудники ЦРУ не смогут публиковать книги, а рукописи ветеранов будут подвергаться строгой предварительной цензуре. С некоторых пор команда из бывших агентов ежедневно просматривает газеты, ища утечки и пытаясь найти тех, кто несет за них ответственность.
В настоящее время ведется сразу три расследования, которые должны установить источник утечек. Первое из них имеет целью найти человека, раскрывшего имя Валери Плейм, офицера ЦРУ и жены бывшего посла Джо Уилсона: оно уже стоило поста Льюису Либби, правой руке вице-президента Дика Чейни. Два других расследования касаются "черных объектов" (тайных тюрем) и "прослушки" АНБ. New York Times, автор последней сенсации, возмущается проведением этих расследований, цель которых, как пишет газета - "наказать гонца". Злом являются действия администрации, а не сообщения о них, пишет газета.
За свои секреты ЦРУ ведет борьбу даже в стенах конгресса. Только что в сенате из-за обструкции, устроенной одним из "управляемых" депутатов, был провален рамочный закон, содержавший поправки, которые в Лэнгли и Белом доме сочли неприемлемыми. В случае принятия закона "царь шпионов" Джон Негропонте был бы обязан представить доклад о "черных объектах" на обсуждение комиссий обеих палат по делам разведки. Иначе говоря, на обсуждение публики. Ведь это стало бы утечкой...