Михаил Ходорковский снова рубил сплеча. Российская сеть трубопроводов должна быть наконец приватизирована, требовал он. В качестве публики выступали нефтяные менеджеры из России и Америки. Позднее, во время обеда, глава ЮКОСа спросил босса государственного трубопроводного монополиста "Транснефть" Семена Вайнштока: "Ну, как тебе моя лояльная речь?" Лицо Вайнштока налилось краской, и он прорычал в ответ: "Если это лояльная речь, то я троллейбус!"
Этот небольшой эпизод имел место в сентябре 2003 года в Санкт-Петербурге, а речь шла о лояльности президенту Путину. Ходорковский, который просил оценить свое выступление, был арестован через несколько недель после петербургской конференции. Карьера Вайнштока между тем пошла в гору. Хозяин российских труб - один из самых влиятельных ставленников Путина в сырьевой промышленности. В нефтяном споре с Белоруссией именно он выступает гарантом того, что ничего не случится без ведома и согласия Кремля. Вентиль на трубопроводе "Дружба" он мог закрутить только с разрешения сверху.
При этом Вайншток относится к тем немногим топ-менеджерам, которые занимают свой пост отнюдь не благодаря президенту - он вступил в должность в 1999 году, на несколько месяцев раньше Путина. Но с того момента он усердно следит, чтобы не возникло ни малейшего сомнения в его преданности главе государства. Когда Путин лично потребовал изменения маршрута одной ветки трубопровода, чтобы защитить экологию озера Байкал, Вайншток дал согласие со словами: "Я солдат, а президент - главнокомандующий".
Как в Советском Союзе, где Вайншток начинал свою карьеру. 59-летний топ-менеджер родился в Молдавии и после получения диплома инженера в Киевском инженерно-строительном институте поступил еще и в Тюменский институт нефти и газа в Западной Сибири, который благополучно закончил. В 1982 году он начал работать в советской нефтяной промышленности, где стал быстро продвигаться вверх по карьерной лестнице. В его трудовой биографии значатся посты на предприятиях, названия которых для западного уха звучат слишком тяжеловесно: "Когалымнефтегаз" и "Главтюменьнефтегаз". Последнее предприятие в процессе перехода российской экономики к рыночной вошло в состав империи "Лукойла", где Вайншток в 1995 году занял пост вице-президента и генерального директора ООО "Лукойл - Западная Сибирь".
Его пробивные способности заметили в высших эшелонах власти, и в конце концов он был поставлен во главе самой крупной трубопроводной компании в мире. Компания "Транснефть" располагает сетью общей протяженностью 50 тыс. км. Никто из тех, кто пожелает экспортировать нефть из России по трубопроводу, не сможет миновать "Транснефть". Традиционно трубы монополиста идут на запад - там основной рынок сбыта для российской нефти, однако Вайншток хочет перенаправить часть поставок. Как он заявил в апреле 2006 года, Россия "перекормила" Западную Европу. У него есть идеи по поводу строительства нефтепровода в направлении Дальнего Востока. "Если мы обратимся к Китаю, Южной Корее, Австралии и Японии, это отберет часть нефти у наших европейских коллег", - предупредил он. А после кризиса с "Дружбой" подобные слова в Европе не остаются без внимания.