Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
11 января 2008 г.

Эндрю Банкомб | The Independent

Сможет ли мир позволить себе машину за 1200 фунтов?

Он может положить начало народной революции, а может стать огромной проблемой для общества и природы. Tata Nano, самый дешевый автомобиль в мире, вчера с большой помпой предстал в индийской столице - в свете прожекторов и под величественную музыку.

Разработка фирмы Tata Motors призвана положить конец ситуациям, когда семья из четырех человек путешествует на одном мотороллере. Особенно привлекает ее цена в 1277 фунтов, которая сделает машину доступной новому классу покупателей в развивающихся странах. Экологи тем временем предупреждают, что стране грозит опасность: Индия и без того страдает из-за недостаточно развитой инфраструктуры и растущих выбросов углекислого газа.

Tata потратила пять лет на создание бюджетной "народной машины" по цене всего в 100 тыс. рупий - ее рекламируют как товар для нарождающегося в Индии среднего класса. Президент компании Ратан Тата вспоминает сцену, которая вдохновила его на разработку автомобиля. "Отец ехал на мотороллере, перед ним на подножке стояли старшие дети, а жена сидела позади с младенцем на руках, - рассказывает он за завтраком. - Я удивился: неужели никто не задумывался о безопасном, доступном, всепогодном транспортном средстве для таких семей?"

Многие защитники окружающей среды считают, что новая машина (она стоит вдвое меньше нынешней самой дешевой модели) переполнит и без того забитые и старые дороги, усилив нагрузку на инфраструктуру, которая и сейчас едва справляется со своими задачами. Экологи подчеркивают, что необходимо создавать эффективный, современный и доступный общественный транспорт, особенно в городах вроде Дели, где имеется новая система метро, но где автобусы всегда перегружены и нередко смертельно опасны для пассажиров.

"Мой первый ответ на слова человека о том, что ему нужно купить машину, - не покупай, - говорит Сумья Брата Рахут, пресс-секретарь индийского отделения Greenpeace. - Но люди приобретают автомобили, их не остановить. Революция в области малолитражек означает, что их будет становиться все больше".

Вопрос о том, сможет ли инфраструктура Индии справиться с сотнями тысяч новых Nano, которые Tata надеется продать в ближайшие месяцы, Ратан Тата сказал: "Для меня очевидно, что нужно вкладывать деньги в общественный транспорт. Мне кажется, Индия не инвестирует средства в инфраструктуру". Тем не менее, отметил это, подобные вещи происходят не по вине его компании.

Тони Босуорт, представитель британской организации "Друзья Земли", говорит: "Tata Nano делает автомобилизм дешевле, а увеличение продаж в Индии приведет к огромному росту выбросов углекислого газа. Это очередной удар по попыткам справиться с глобальными климатическими изменениями. Но на Западе количество выбросов на душу населения все равно существенно выше. Нашей основной задачей должно стать снижение количества выбросов, необходимо показать остальному миру, как создать систему, производящую минимум углекислоты".

И хотя господин Тата говорит, что его новая машина позволит сельскому населению решить проблему с транспортом, похоже, модель в основном предназначена для среднего класса - благодаря экономическому росту, который составляет в Индии 9% в год, у многих жителей улучшилась покупательная способность. Подавляющее большинство населения (оно составляет 1,1 млрд, а 800 млн человек живут менее чем на 50 пенсов в день) не сможет позволить себе новый автомобиль.

И пусть в действительности Nano будет доступна лишь небольшому проценту индийцев, численность населения и размеры среднего класса, который насчитывает, по некоторым оценкам, 200 млн, делают рынок для подобного транспорта огромным. Кроме того, машину, по-видимому, можно будет купить и в других государствах Южной Азии.

По статистике в Индии приходится лишь 7 автомобилей на тысячу человек (для сравнения: в США - 477, а в Великобритании - 373), но продажи неуклонно растут. Сейчас автопарк страны составляет всего около 10 млн автомобилей, однако в прошлом году зарегистрирован миллион новых машин. В одном только Дели их оказалось 300 тыс.

Анумита Ройчоудхари, сотрудница Научного центра окружающей среды, говорит, что появившийся автомобиль слишком доступен - его создатели не учитывают, что будут проблемы с заторами и загрязнением воздуха.

"Чтобы помешать этому, необходимо вкладывать деньги в общественный транспорт, повышать налоги на машины, чтобы показать подлинную стоимость езды на автомобиле, - считает она. - Сейчас мы оказались между двух огней - производители пытаются создать максимально дешевую машину, а у властей нет соответствующей политики".

Tata - не единственная компания, которая занимается "абсолютно новым" разрядом машин для индийского рынка. На этой неделе фирма Bajaj Auto сообщила, что надеется в ближайшие два года начать выпуск собственной малолитражки, возможно в сотрудничестве с Nissan-Renault. Индийская компания Hero Group также объявила, что разрабатывает мини-автомобиль. Вероятно, к сотрудничеству будет привлечена некая канадская фирма.

На взгляд неспециалиста, сама машина - ее показали на Индийской автовыставке 2008 - выглядит как нечто среднее между Ford Ka и Smart.

Ратан Тата пообещал создать "народный автомобиль" пять лет назад на такой же выставке. По его словам, тогда СМИ исказили его слова, сообщив, что он обещает создать автомобиль за 100 тыс. рупий. Однако, после того как заявление стало достоянием общественности, бизнесмен посчитал делом чести исполнить его.

Пять автомобилей, которые изменили мир

Ford T (1908 год)

Первая дешевая машина, которая поступила в массовую продажу, по сегодняшним ценам стоила бы 2 тыс. фунтов. "Жестянка Лизи" Генри Форда произвела революцию не только на транспорте, но также на производстве и в экономике. Форд применил конвейерную сборку с использованием стандартных запчастей и операций и наладил масштабное производство на заводе "Ривер Руж" - крупнейшем в мире. Он изобрел способ производства, который мы теперь называем "фордизмом". Как известно, автомобиль мог быть "любого цвета, если этот цвет - черный", однако именно эта угловатая машина поставила Америку на колеса. К 1927 году, когда производство модели прекратилось, было собрано 15 млн машин, а новый Ford T сходил с конвейера каждые три минуты.

Willys-Overland Jeep (1941 год)

Автомобиль, который "выиграл" Вторую мировую войну, дедушка всех современных внедорожников. Безусловно, нацизм рано или поздно был бы уничтожен, но GP американской армии (от этого сокращения - "джи-пи" - и произошло слово "джип"), предназначенный для разведки, явно внес свой вклад в победу. Об этом знает любой, кто помнит, как Джеймс Каан мчался по лесу в фильме "Мост слишком далеко". Привод на четыре колеса и простая конструкция - вот секрет его успеха в военное и послевоенное время. В 1970 году Range Rover сделал внедорожники цивилизованным явлением. Вы и сейчас можете купить машину, чьим предком был GP, - сильно изменившийся Jeep Wrangler.

BMC Mini (1959 год)

Трудно поверить, что разрушенная промышленность Лонгбриджа некогда демонстрировала такие достижения. British Motor Corporation хотела создать небольшую экономичную машину, которая смогла бы конкурировать с немецкими "жуками". Сэр Алек Айсигонис придумал развернуть двигатель, сделать привод на передние колеса и интегрировать коробку передач с масляным картером. Многие любят этот поражающей своей компактностью, приятный в обращении автомобиль до сих пор.

Saab 93 (1958 год)

Маленькая шведская машина не была особо примечательна, хотя фирма Saab впервые использовала аэродинамическую форму, эргономичность и добилась значительных успехов на рынке. Действительно важным оказалась то, что впервые в машине использовались интегрированные ремни безопасности. Это положило начало новой тенденции в автомобилестроении - уже в следующем году Mercedes-Benz выпустила первую машину с "зонами смятия", призванными защищать пассажиров.

Toyota Corolla (1966 год)

Corolla - самая успешная из целого ряда японских моделей, которые обеспечили покупателям надежность и предложили встроенное радио. Она стала наиболее удачной маркой в истории автомобилестроения: было продано более 30 млн машин. Corolla больше, чем любой другой автомобиль, помогла фирме Toyota стать огромным концерном, который теперь намерен стать крупнейшим автопроизводителем в мире и первым наладил выпуск популярной экологичной машины Prius. Сверхэффективные и пришедшиеся как раз ко времени технические решения, использованные в Toyota Corolla, стали копировать по всему миру.

Источник: The Independent


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru