Корреспондент The New York Times Эллен Барри анализирует перспективы российско-американских отношений.
"На полях сражений в Грузии Россия дала понять: "Мы больше не стремимся быть на хорошем счету у Запада", - пишет автор. Но затем на российское руководство обрушились экономические несчастья, в том числе обвал акций "Газпрома" на 76% за год. "Значит ли это, что следует ожидать потепления в российско-американских отношениях?" - задается вопросом обозреватель. По мнению Барри, российско-американские отношения могут пойти двумя разными путями.
Первый сценарий - сотрудничество - обусловлен тем фактом, что в результате глобального финансового кризиса Россия и США умерили свои внешнеполитические амбиции. Вдобавок обедневшая Россия нуждается в зарубежных инвестициях и впредь не будет обходиться с западными партнерами так, как поступила с BP и Shell Oil, считает автор, ссылаясь на слова Игоря Юргенса: "Если мы будем бороться с кризисом путем самоизоляции, Россия может повторить судьбу СССР".
Второй сценарий автор определяет как "укрепление позиций ретроградов и национализм". "В данном случае Россия столкнулась с внутренним инакомыслием и угрозой регионального сепаратизма, причем у нее нет возможности удерживать ситуацию под контролем, щедро раздавая колоссальные нефтяные прибыли", - полагает Барри. По ее мнению, в такой ситуации лидеры создают образ внешнего врага - а именно, Соединенных Штатов. Согласно этому сценарию, теперь, после грузинских событий, идти на уступки Западу абсурдно.
"Который из сценариев более вероятен?" - спрашивает автор статьи, подчеркивая, что российское руководство, как кажется, готовится отстаивать свою власть. "По-моему, они не доверяют всему, чего не в силах контролировать", - отметил в интервью Клиффорд Капчен из консалтинговой фирмы Eurasia Group (Нью-Йорк). Барри сомневается, что для осуществления сценария сотрудничества есть реальная база. По словам Юргенса, его в силах осуществить коалиция либеральных экономистов с "людьми в погонах" и чиновниками, которые причисляют себя к среднему классу. Американский эксперт Стивен Сестанович, со своей стороны, отмечает, что в политике Москвы сейчас прослеживается растерянность - элита задается вопросом, не отказаться ли от языка "сердитых любителей риска и смутьянов".
США по-настоящему заинтересованы в благожелательной России, а приход Обамы создает возможности для компромисса по вопросам о расширении НАТО и размещении системы ПРО, отмечает автор. "Однако для России, которая твердо намерена вернуть себе статус великой державы, сопротивление Америке - возможно, подсознательный инстинкт", - подытоживает Барри.