Почему Россия и Украина каждую зиму конфликтуют из-за цены на газ? Этим вопросом задаются Маркус М.Хэфлигер и Пауль Флюкигер в комментарии на страницах Neue Z&252#;rcher Zeitung.
По мнению авторов материала, пожалуй, ни один другой конфликт не порождает у сторонних наблюдателей ощущение, как в случае с газовым спором между Москвой и Киевом: что слова и дела контрагентов расходятся друг с другом. "Все началось три года назад, - напоминают журналисты, - тогда президент Владимир Путин пообещал не останавливать поставки газа для "братского украинского народа" и, тем не менее, сделал это". А Юлия Тимошенко после ультимативных требований России о выплате долга в октябре 2008 года заявила, что Киев с долгами рассчитался, – однако в конце года на счета посредника "Росукрэнерго" поступило свыше 1 млрд долларов, добавляет издание.
Обращаясь к истокам и развитию нынешнего газового конфликта, авторы указывают: вместо того чтобы сконцентрироваться на основных спорных моментах, стороны буквально захлебываются в неправдоподобных заявлениях. Так, глава "Газпрома", тесно связанного с Кремлем, заявляет, что его компания не хочет навредить Европе. "Но не хочет ли Москва завуалировано сообщить как раз обратное?" - вопрошает издание. А именно: дать понять Евросоюзу, кого он получит, если впустит в свои ряды Украину.
По мнению политолога Лены Леденевой, которое приводит издание, речь все же идет о "коммерческом конфликте"; потенциально, уверена эксперт, бизнес с Украиной весьма привлекателен для Москвы. "И тем не менее, драчуны Россия и Украина стали заложниками своих привычек, - отмечают в заключение авторы. - Похоже, им до сих пор сложно избавиться от двуличности и стремления к политическому влиянию".