Обама не сдержал обещания закрыть эту "тюрьму для террористов" и не сумел наложить вето на закон, неограниченно продлевающий пребывание там узников. Проблема Гуантанамо "касается всего Запада, потому что лишает убедительности нашу борьбу за права человека", говорит уполномоченный правительства ФРГ по правам человека. Между тем каждый четвертый освобожденный принялся за старое, отмечают СМИ.
11 января 2002 года первые обвиняемые "в участии в боевых действиях на стороне исламских экстремистов" были доставлены из Афганистана в тюрьму на кубинском острове Гуантанамо, напоминает Le Figaro. И 10 лет спустя там остается 171 заключенный из 779 побывавших в этой тюрьме, превратившейся в символ юридического, а значит, и морального произвола Америки.
"Обама не сдержал обещания закрыть тюрьму и не сумел наложить вето на закон, который вводит запрет на перевод заключенных с Гуантанамо в американские тюрьмы, продлевает на неограниченный срок пребывание узников в тюрьме и предписывает рассмотрение дел большей части подозреваемых в терроризме в военных трибуналах", - пишет автор статьи.
"Это ужасно, - говорит Андреа Празов, представитель Human Rights Watch (HRW). - Теперь подписан закон. Репрессивные правительства воспользуются этим фактом как примером".
"Из 171 заключенного 89 признаны "подлежащими освобождению", но они все еще несвободны - либо ни одна страна не хочет их принимать, а на родине они могут подвергнуться пыткам, либо по причине нестабильности в некоторых регионах мира. Кроме того, Барак Обама не хочет вновь отправлять этих людей в страны, на которые распространяется влияние "Аль-Каиды". По данным Пентагона, каждый четвертый освобожденный принялся за старое", - говорится в статье.
Гуантанамо - самая дорогая в истории США тюрьма: на каждого заключенного в год выделяется 800 тыс. долларов. Если в ноябре в США будет избран республиканец, то перспективы у тюрьмы на Кубе еще лучше: фаворит праймериз Митт Ромни, который не считает имитацию утопления пыткой, заявил в 2007 году, что хочет "удвоить" возможности Гуантанамо по приему заключенных, сообщает корреспондент.
За последний год с лишним ни один заключенный не вышел из Гуантанамо на свободу, пишет американская The Washington Post в материале " Будущее тюрьмы в Гуантанамо, которой сегодня исполняется 10 лет, туманно". Ранее лица, которые содержатся в Гуантанамо, одержали в Окружном суде США ряд побед, но федеральный апелляционный суд отменил эти решения. "Администрация Обамы уверяет, что ввиду строгих ограничений, наложенных Конгрессом США, не может репатриировать или переселить в другие страны тех задержанных, которым сама дала добро на вывод из Гуантанамо", - говорится в статье.
Всего в Гуантанамо сейчас остается 171 заключенный. Администрация Обамы сочла, что 59 из них могут быть переведены в другие страны, а 30 йеменцев - репатриированы, если у них на родине нормализуется обстановка. "Остальные будут отданы под суд либо останутся под стражей на неопределенный срок", - сообщает газета.
Тюрьма на военной базе Гуантанамо в первую очередь является проблемой США, но она "касается и всего Запада, потому что лишает убедительности нашу борьбу за права человека", указывает Маркус Ленинг, уполномоченный правительства ФРГ по правам человека, в интервью газете Tagesspiegel. "Из-за нее в общении с такими странами, как Китай, Россия или африканские государства, нам гораздо сложнее настаивать на проведении честных судебных процессов, достойных правового государства", - говорит Ленинг.
"Важно, чтобы немецкие депутаты постоянно объясняли американским коллегам, что Гуантанамо является препятствием и для нашей внешней политики, - указывает Ленинг. - Мы должны постоянно напоминать американцам о духе их собственной конституции".
"За время правления Обамы число заключенных снизилось приблизительно с 240 до 170", - признает он и советует "очень благосклонно" проверять каждый запрос по поводу перевода кого-то из них в Германию.
"Критики жалуются, что при борьбе с терроризмом Германия также ограничивает людей в правах", - заметил журналист. "То, что происходит в Германии, качественно отличается от творящегося в Гуантанамо. Лишение свободы без права на справедливое судебное разбирательство - совсем не то же самое, что, к примеру, ограничение конфиденциальности связи при прослушивании телефона и тому подобные меры", - парировал Ленинг.
Бурные споры о том, как следует поступить с тюрьмой в Гуантанамо, отвлекают внимание от более серьезной ошибки, совершенной более 100 лет назад и затрагивающей всех американцев, пишет на страницах The New York Times Джонатан М.Хансен, преподаватель социальных наук из Гарвардского университета. "Это продолжающаяся оккупация Гуантанамо как такового. Давно пора вернуть этот анклав империализма Кубе", - полагает автор.
В 1901 году правительство США вынудило Кубу сдать базу ВМФ в Гуантанамо в аренду. Все эти годы присутствие американских войск в этой точке - не только "заноза в боку Кубы", как выражается автор, но и напоминание миру о долгой истории американского милитаризма с уклоном в вооруженные интервенции.
"Обстоятельства, в силу которых США заняли Гуантанамо, не менее зловещи, чем действия американских властей на этой территории в последние 10 лет", - пишет Хансен. В апреле 1898 года американские войска вмешались в войну кубинцев за независимость, превратив ее в войну США с Испанией, а затем не допустили армию восставших кубинцев на переговоры о заключении мира. Под давлением США в конституцию Кубы была включена "поправка Плэтта" - положения, которые давали США право вмешиваться в дела Кубы и покупать или арендовать военные базы. Поэтому Гуантанамо - "символ лицемерия, даже если не говорить о последнем десятилетии", - заключает автор.
Если Обама вернет Гуантанамо Кубе, он заложит основу для нового стиля международных отношений, а также продемонстрирует, что принципиальность и самокритика - не признак малодушия, а необходимые черты мирового лидера, говорится в статье.