"Во вторник президент Сирии Башар Асад после многомесячного молчания впервые выступил на публике", - сообщает SPIEGELONLINE. В речи, произнесенной в Дамасском университете, которая транслировалась по телевидению, он "просто-напросто отрицал, что бунт против него имеет место", - пишет автор статьи Ясин Мушарбаш.
"В его интерпретации ситуация выглядит так: на одной стороне - мудрый и готовый к диалогу владыка, на другой - банды убийц, управляемые из-за рубежа", - говорится в статье.
При этом Асад заверил, что, разумеется, армии и спецслужбам не было дано приказа стрелять. Из этого, в свою очередь, следует извлечь вывод, что минимум 5000 убитых мирных жителей, по оценкам ООН, - это нереально. По словам Асада, подобные утверждения - часть заговора против Сирии, в котором заграница и СМИ работают рука об руку.
"Конечно, неудивительно, что диктатор и мясник Асад врет, - комментирует Мушарбаш. - Но ему удалось выступить так, что, по крайней мере, не было заметно, под каким давлением он находится".
"Из этого представления трудно сделать выводы. Асад действительно хороший актер или он сам верит, что у него и его клики есть шанс? Вероятно, правда где-то посередине, и это значит, что Асад намерен цепляться за власть и слухи о том, что он уже готовится к отъезду в Россию, по-видимому, лишены оснований, - продолжает автор. - Скорее всего, это затянет восстание и снизит шансы на относительно мирный исход".
"В сущности, Асад, конечно, обращался к собственному народу. Он снова позиционировал себя как истинного реформатора, которому повстанцы (или же "террористы") мешают сделать из Сирии процветающую экономику и демократическую страну", - пишет Мушарбаш.
"На фоне сотен тысяч людей, вышедших на улицы, это смотрится так, будто кто-то предлагает почистить иллюминаторы на борту "Титаника", - замечает автор. - Но многие сирийцы не участвуют в восстании и действительно боятся гражданской войны, распада страны и потери покровительства режима. Асад, говоря о единстве и о возможности свободно высказать все что угодно в рамках закона, обращался к ним. Он даже предложил повстанцам амнистию: по его словам, государство всегда раскроет свои объятия, как мать".
По мнению Мушарбаша, в речи Асада было "два ключевых предложения", и "оба означают, что перспективы Сирии будут ухудшаться".
"Во-первых, Асад заявил, что "реформы не остановят террористов". Таким образом, он отказал повстанцам в какой бы то ни было форме легитимности", - пишет Мушарбаш. "Во-вторых, он заявил, что заграница (под этим он подразумевал тех, кто поддерживает оппозицию) хочет ослабить Сирию. Однако, поскольку реформы усилят Сирию, они помогут тем, кто мешает осуществить реформаторские планы Асада (то есть оппозиции)", - пишет автор.
"В целом это означает: я бы с удовольствием провел реформы, но теперь, к сожалению, не могу это сделать, потому что должен воевать с террористами. Мясник пытается отмыться от крови убитых и тех, кто будет следующими", - комментирует Мушарбаш.