Внимание журналиста The New York Times Эндрю Крэймера привлек один из ритуалов российских цирков: фотографирование маленьких детей с дикими животными.
По мнению автора, данная практика - лучшая иллюстрация распространенного и укоренившегося качества российской культуры - склонности к риску.
В XIX веке русский писатель Михаил Лермонтов был настолько поражен фатализмом соотечественников, что написал роман "Герой нашего времени", главный герой которого играл в русскую рулетку с однозарядным пистолетом, напоминает автор. "Того персонажа спасла осечка, - продолжает Крэймер. - Однако и по сей день опрометчивость глубоко засела в бизнесе и политике, в финансовой сфере и в авиации". В качестве примера журналист приводит статистику смертности на дорогах: в России она в 3,6 раза выше, чем в Соединенных Штатах. Россия - это страна аварий, которых можно было избежать, трагических последствий и плохо закончившихся пари, делает вывод автор.
Сходная ситуация наблюдается и в цирках: за последние несколько лет произошел целый ряд случаев нападения диких животных на зрителей во время выступлений и в антракте, говорится в статье. Однако ради острых ощущений и дополнительного заработка около 100 частных российских цирков разрешают фотографироваться с опасными животными. В государственных цирках подобную практику запретили в 2010 году, отмечается в публикации.
Использование животных в качестве реквизита для фотографий говорит не о фатализме русских, а о том, что жажда прибыли сильнее здравого смысла, считает заместитель директора "Росгосцирка" Борис Майхровский. В настоящее время он продвигает в российском парламенте закон, который должен запретить подобную деятельность.
Максим Никулин, директор "Цирка Никулина" и продолжатель знаменитой цирковой династии, не согласен с Майхровским и не разделяет опасений автора. "Люди идут в цирк за дозой адреналина, - считает Никулин. - Если бы все выглядело абсолютно безопасным, было бы просто неинтересно. А так вы смотрите и думаете: "Сейчас его могут съесть" или "Этот гимнаст сейчас может упасть", - приводит его слова Крэймер.