В Петербурге, в череде рок-концертов, регат, речных круизов и блестящих выставок в дворцах-музеях гостю хочется забыть о схватке на Украине и обо всем ура-патриотизме и репрессивной политике, которые все больше предопределяют имидж России на Западе, пишет обозреватель The New York Times Серж Шмеманн.
"Но в России искусство редко бывало свободно от политики: в прошлом правители страны тратили немало сил на попытки либо перетянуть писателей, поэтов и художников на свою сторону, либо их репрессировать. Тем самым правители наделили творческих людей моральными и политическими аспектами, которых те не всегда хотели сами или не приветствовали. Потому-то в России художественные выставки часто приобретают политический или нравственный смысл, которым не были бы нагружены в любой другой стране мира", - говорится в статье.
Например, на выставке в Русском музее посетители открывают для себя, что многие великие художники - Кандинский, Шагал, Малевич - внесли свой вклад во вспышку патриотического пыла в поддержку Первой мировой войны.
Другой пример: казалось бы, вполне нормально, что в Эрмитаже сейчас проводится европейская выставка современного искусства "Манифеста-10". "Но даже тут вмешалась политика: ставился вопрос, означает ли проведение прогрессивной выставки в путинской России легитимизацию политики Путина. Собственно, после того как Россия аннексировала Крым, зазвучали призывы к бойкоту", - пишет автор.
Это красноречиво свидетельствует, как испортился имидж России за последние годы, заключает автор.
Директор "Манифесты" Хедвиг Фейен и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский сочли нужным оправдать проведение выставки в Петербурге, написав в официальном путеводителе, что, по их мнению, "искусство играет жизненно-важную роль, помогая нам лучше понять наше место в этом сложном мире".
По мнению автора, экспонаты "Манифесты", несомненно, бросают вызов многим пунктам антилиберальной программы Путина. Есть галерея портретов знаменитых геев (южноафриканская художница Марлен Дюма), цикл фотографий с акций протеста на киевском Майдане (украинский фотограф Борис Михайлов), а также видеоинсталляция российской художницы Елены Ковылиной - работа, которую называют "жестокой сатирой на демократию в российском обществе сегодня".
Увиденное заставляет верить, что государство никогда не заставит российских творческих людей вести себя благопристойно в политическом отношении, заключает автор.