Планы западных стран потратить миллиарды долларов на очистку российского Крайнего Севера от ядерных отходов могут сорваться после более чем двух лет тяжелых переговоров между Россией, Европейским Союзом, США, Норвегией и Японией.
Западные правительства, в особенности скандинавские, обеспокоены опасностью, связанной с - как многие называют это место - "крупнейшим ядерным кладбищем мира": Баренцево море забросано десятками брошенных подводных лодок с ядерными реакторами.
На следующей неделе министры иностранных дел России и скандинавских стран должны встретиться в арктическом порту Мурманске и попытаться заключить соглашение, согласно которому в реализацию десятилетнего проекта будут вложены десятки миллионов долларов.
Россияне выступили с рядом возражений, которые так разозлили западных переговорщиков, что они заявили о своей готовности отказаться от своих планов.
Россия беспокоится о своих военных секретах и настаивает на том, что западные компании, которые будут принимать участие в работе, должны платить налоги в России. Кроме того, российская сторона заявила, что ответственность за любые инциденты, могущие произойти в ходе работ, должны взять на себя западные правительства и компании.
"Какой смысл собирать такое количество экспертов, если все равно не будет никакого результата? - спрашивает комиссионер ЕС по внешней политике Крис Паттен. - В определенном смысле переговоры пошли вспять. Разумно ли продолжать бесконечные встречи, если это ни к чему не ведет?"
Катастрофа подводной лодки "Курск", произошедшая летом прошлого года, усилила тревогу в связи с возможностью ядерного загрязнения Баренцева моря. По некоторым оценкам, во фьордах Кольского полуострова ржавеет около ста российских субмарин с трехстами ядерными реакторами на борту и 8000 ядерными топливными элементами.
Шведы и норвежцы пытаются ускорить переговоры. Несмотря на то, что западные страны предлагают финансовую помощь, и на то, что большую часть работ будут выполнять западные компании, россияне требуют, чтобы эти компании платили России налоги, и утверждают, что ввоз их оборудования должен облагаться таможенными пошлинами.
"Это деньги норвежских налогоплательщиков, они предоставляются в качестве помощи. Норвежские политики не согласятся платить налог за помощь России", - заявил Томас Нильсен, представитель норвежской экологической организации "Беллона", специализирующейся на проблеме радиоактивного заражения Арктики.
На прошлой неделе в Москве прошла встреча экспертов, где удалось добиться некоторого прогресса в вопросе о налогах. Однако, по информации источников, американцы пока отказываются принять российские условия.
Что касается проблемы ответственности и возмещения убытков, представители западных стран сомневаются, что соглашение удастся подписать до майского саммита Россия-ЕС.
Один высокопоставленный западный дипломат сказал: "Мы хотим, чтобы западные компании получили что-то вроде дипломатического статуса, и чтобы их не терроризировали российские налоговые и таможенные органы".
"Когда ты играешь с атомной энергией, люди пугаются. Если что-то случится, потери будут велики. Кто выплатит ущерб? Россияне хотят, чтобы мы несли ответственность. Мы говорим им, что у них есть проблема ядерных отходов. Нас она волнует больше, чем их".
Один высокопоставленный брюссельский чиновник говорит, что речь идет о сумме от $100 млн до нескольких миллиардах долларов. Официальная стоимость очистки оценивается в $10 млрд. Если проект получит зеленый свет, контракты могут получить известные западные компании, работающие в области атомной энергии, например British Nuclear Fuels.
Переговоры по многосторонней программе ядерной экологической безопасности для России (MNEPR) начались два года назад. По словам Нильсена, западные доноры уже устали.
"Россияне не хотят подписывать соглашение из страха потерять контроль над проектом, - заявил он. - Запад тоже может отказаться предоставлять технологическую помощь".
Представители европейской комиссии заявили, что они ставили следующую задачу: срочно перетащить брошенные подлодки на мелководье, чтобы уменьшить риск попадания радиоактивных материалов в океан.
Затем с субмарин можно было бы снять ядерные реакторы, переместив их в хранилища.
Офицеры российских Балтийского и Северного флотов выступали против предоставления западным инженерам допуска в те сферы, которые они считают совершенно секретными.
"Сложилась ситуация, когда обе стороны понимают, что если не будет прогресса, появится риск полного срыва", - сказал один из них.
Один западный дипломат, работающий в Москве, сказал, что "до майского саммита ЕС-Россия необходимо добиться прорыва".
"Иначе возникнут сомнения, стоит ли вообще продолжать".
Кроме того, если не будет подписано это соглашение, Россия может потерять надежду на то, что ЕС вложит сотни миллионов долларов в запланированный на лето этого года подъем "Курска" с двумя ядерными реакторами на борту.