"Европа есть и будет основным партнером России в энергетической сфере, мы не позволим нас разъединить, попытаемся заключить крупные соглашения, прежде всего с людьми, занимающимися энергетической проблематикой, которая становится все более актуальной из-за напряженной ситуации, связанной с ростом цен на нефть. Мы уделяем внимание негативным последствиям косовской проблемы или американских планов по размещению ракет в Польше или в Чехии". Об этом говорит Сергей Ястржембский, специальный представитель президента РФ по вопросам развития отношений с Европейским союзом.
- Какие стратегические приоритеты будут у вашего нового президента?
- В сфере энергетики вы являетесь основным и все более активным партнером. Если бы это было не так, мы, естественно, не строили бы новые трубопроводы. Газопровод "Южный поток" станет одним из крупных проектов периода президентства Медведева. Необходимо продвигаться вперед с северными газопроводами и с газопроводом в направлении Греции. В период президентства Медведева энергетические отношения с ЕС станут центральной темой.
- Многие боятся того, что вы хотите доминировать над нами.
- Порой довольно смешно выслушивать некоторые подозрения. Европейские предприятия уже присутствуют в нашей газовой и нефтяной сферах, их вес в российской экономике будет становиться все более значительным. Россия хотела бы присутствовать, в свою очередь, например, в сфере распределения экспортируемого энергетического сырья. С Италией и Германией мы уже осуществили прагматичные шаги. Давайте все объясним, развеем искусственные страхи.
- И страхи Центральной и Восточной Европы?
- Безусловно, глубокие антироссийские фобии расцветают особенно в бывших братских восточноевропейских странах. Давайте будет давать больше объективной информации! Нет никакой имперской стратегии "Газпрома", есть нормальное желание заниматься бизнесом. Нефтяные компании Венесуэлы присутствуют в распределительной сети США, несмотря на напряженный характер отношений между Каракасом и Вашингтоном!
- Могут ли сосуществовать политические разногласия и экономическая интеграция?
- Конечно же, могут. Но мы бы хотели больше инвестировать в вас. Сегодня соотношение между инвестициями ЕС в Россию и нашими инвестициями в вашу экономику составляет десять к одному в вашу пользу.
- У Европы медленный экономический рост и серьезные структурные проблемы. Почему она так вас интересует по сравнению с динамичной Азией?
- Мы европейская страна, большинство русских живет в Европе, они чувствуют себя европейцами. Это не означает, что мы пренебрегаем азиатскими соседями. И мы не будем так поступать. Мы все более активно сотрудничаем с Китаем, Кореей, Японией, Таиландом, мы заключаем все больше договоров. Но исторически и культурно мы являемся и чувствуем себя европейцами.
- Насколько опасны разногласия по международным кризисам?
- Мы все активнее сотрудничаем с ЕС по Ирану, Ближнему Востоку, Северной Корее. По Косово сотрудничать намного сложнее, особенно для ЕС, в котором наблюдается раскол. Это очень серьезная проблема, созданная США и Великобританией, и ЕС будет страдать от последствий, я опасаюсь, что это ящик Пандоры, который будет тяготеть над отношениями ЕС-Россия долгие годы.
- Какие риски вы связываете с президентскими выборами в США?
- Многое будет зависеть от планов будущей американской администрации. Если она настаивает на желании иметь ракеты в Польше и Чехии, а ЕС при этом молчит, это не поможет отношениям ЕС-Россия. Эти ракеты являются провокацией против отношений ЕС-Россия.