В понедельник в коалиционном правительстве Сербии произошел кризис, спровоцированный политической "взрывной волной" от провозглашения независимости Косово. Премьер-министр Воислав Коштуница, умеренный националист, распустил правительство, сославшись на непримиримые разногласия с президентом Борисом Тадичем, ориентированным на Запад, по вопросу об отношениях с Евросоюзом после отделения Косово. Этот вопрос будет вынесен на суд электората на досрочных парламентских выборах, назначенных на 11 мая. Возможно, это будет для Сербии последний шанс, и станет ясно, вернется ли страна к стабильности или продвинется по пути конфронтации с соседями и Западом.
"У правительства больше нет единой позиции относительно косовского курса", - сказал Коштуница в субботу на пресс-конференции, добавив, что досрочные выборы - единственный разумный выход из патовой ситуации. Этот кабинет министров, не успевший отработать и одного года, стал самым недолговечным правительством в истории Сербии (правда, Коштуница являлся премьер-министром и предыдущего кабинета). Глубокий раскол в стране отразили результаты февральских президентских выборов: Тадич победил, получив всего на 2% голосов больше - это менее 200 тыс. голосов - чем кандидат от националистической Радикальной партии Томислав Николич.
Работа сербского правительства была парализована с 17 февраля, когда большинство населения Косова - этнические албанцы - провозгласили независимость. Последовала волна беспорядков в Сербии, в ходе которой несколько посольств западных государств были атакованы и один человек погиб. Коштуница ратует за жесткие ответные меры в отношении стран, которые признают Косово, в том числе Соединенных Штатов и большинства государств-членов ЕС, но его партнеры по коалиции призвали к более осторожному подходу. Дебаты настолько обострились, что члены кабинета перестали друг с другом разговаривать, если не считать обмена оскорблениями и даже угрозами. "Правительство не в состоянии исполнять свои обязанности", - было сказано в лаконичном заявлении после заседания кабинета, состоявшегося в понедельник.
Окончательный разрыв произошел, когда Коштуница предложил в знак протеста против косовской ситуации фактически заморозить усилия Сербии по вступлению в ЕС. Президент Тадич (Демократическая партия, к которой он принадлежит, контролирует такие ключевые ведомства, как министерство обороны и МИД) заблокировал этот шаг, что повлекло за собой правительственный кризис. "Правительство распалось не из-за разногласий по косовскому вопросу, а из-за того, что мы не смогли прийти к единому мнению об интеграции в ЕС", - сказал Тадич в воскресенье в телевизионном интервью, добавив, что, как и прежде, выступает против независимости Косово.
Раскол правительства отражает разногласия между избирателями по вопросу о том, стоит ли Сербии входить в Европу. Коштунице принадлежал решающий голос: премьер занимал промежуточную позицию между твердолобыми националистами Радикальной партии, председатель которой Воислав Шешель находится под судом в Гааге как военный преступник, и западником Тадичем. На президентских выборах Коштуница отказался поддержать Тадича, а теперь, возможно, готов заключить альянс с радикалами. Радикалам принадлежит почти треть мест в парламенте, и они не пришли к власти только потому, что Коштуница согласился разделить власть с Тадичем. Теперь, когда договоренность отменена, сербских избирателей просят сделать выбор, который может предопределить будущее их страны на много лет вперед.
Меж тем как Тадич призывает продолжать движение к вступлению в ЕС, несмотря на утрату Косово, Коштуница и члены Радикальной партии, напротив, предлагают сблизиться со странами, которые выступают против отделения Косово, - например, Россией и Китаем. Согласно недавним соцопросам, Демократическая партия Тадича и Радикальная партия пользуются примерно одинаковой поддержкой электората - им симпатизируют по 30% избирателей. Партия самого Коштуницы в последние месяцы неуклонно теряет поддержку, и теперь на ее стороне лишь около 7%. В выборах примут участие еще несколько маленьких партий, а потому исход выглядит еще более туманным.
"Пусть это и похоже на финальную битву, но, боюсь, результаты снова окажутся противоречивыми, - сказал в интервью TIME Драголюб Заркович, главный редактор политического еженедельника Vreme. - Ни прозападный, ни националистический блоки не в силах добиться безоговорочной победы, а потому следующий кабинет, вероятно, тоже будет представлять собой хрупкую коалицию. Возможно, понадобятся несколько избирательных циклов, пока не восстановится некоторая стабильность".
Сербия уже столкнулась с резким спадом зарубежных инвестиций и ростом инфляции, причиной чего аналитики считают политическую нестабильность. "Все говорят о Косово, хотя по-настоящему надо говорить о рабочих местах и ценах, - говорит Даника Попович из белградского Экономического института. - Если страсти не поостынут, ни одна серьезная иностранная компания не захочет вкладывать здесь средства". Но как минимум в ближайшие несколько месяцев политический климат в Сербии станет, наверное, только жарче.