Когда в феврале этого года Михаил Касьнов вернулся из Франкфурта, газета "Ведомости" назвала его "человеком недели" и "триумфатором". Владимир Путин, тогда еще исполняющий обязанности президента России, заявил, что Касьянова "можно поздравить". Российская пресса и президент были восхищены ловкостью Касьянова, сумевшего убедить Лондонский клуб списать треть долгов бывшего Советского Союза.
Переговоры о реструктуризации бывшего советского долга еще несколько месяцев останутся для России "политической целью номер один". Так считает бывший министр финансов России Михаил Задорнов, и не только он. Мало кто разбирается в этом вопросе лучше Касьянова: еще в советское время он специализировался по внешнеэкономическим вопросам, в начале 90-х годов работал в министерстве экономики, после шести лет в министерстве финансов он дослужился до заместителя министра, а в мае 1999 г. сменил на посту министра финансов Михаила Задорнова.
Касьянов - один из немногих высокопоставленных функционеров, бегло говорящих по-английски. Он считается интеллигентным и умным человеком и неутомимым работником, который в состоянии выдержать длительный переговорный марафон. Когда Путин был назначен и.о. президента России, Касьянов фактически взял на себя руководство деятельностью правительства. С тех пор, по словам Касьянова, он встречается с Путиным по меньшей мере два раза в неделю, а каждый рабочий день длится у него до часа ночи.
Однако репутация Касьянова как финансиста вовсе неоднозначна. Бывший фаворит Ельцина Борис Немцов еще в марте этого года предупреждал о том, что назначение Касьянова на должность премьер-министра будет означать сохранение власти олигархов. Касьянова связывают с кремлевским олигархом Александром Мамутом. Он считается также одним из главных действующих лиц в деле швейцарской фирмы "Мабетекс". Как написала "Новая газета", в августе 1995 г. Касьянов, якобы, дал указание перевести "Мабетекс" 24 млн. рублей. В бюджете этот платеж отражен не был. По данным газеты, Касьянов лично подготавливал все финансовые операции коррумпированного Управления делами президента России, возглавляемого в тот период Павлом Бородиным.
Будучи заместителем министром финансов Касьянов принимал решения о том, какие из своих долгов Россия будет выплачивать, а какие нет. По данным ?Новой газеты?, банки, контролируемые Мамутом, за бесценок скупали те долговые обязательства, которые позже действительно обслуживались. Прибыль, полученная по схеме "Касьянова-Мамута", переводилась за границу. 18 апреля 1996 г. Общество проектного финансирования, контролируемое Мамутом, перевело через Бэнк оф Нью-Йорк 12,5 млн. долларов на счет зарегистрированного на острове Барбадос общества "Красная капелла". В то время, по словам одного из партнеров, Касьянов носил кличку "Миша два процента": от всех сделок, "провернутых" благодаря его информации, он, якобы, требовал 2%. В том случае, если Касьянов решит подать в суд на "Новую газету", упомянутый бизнесмен готов выступить свидетелем. В апреле на пресс-конференции Касьянов отверг все обвинения в свой адрес. "За все время своей деятельности в министерстве финансов я никогда ни кому не передавал никакой информации о рынке долгов", - сказал он.
Несмотря на сомнительную репутацию Касьянова, политолог Владимир Прыбловский называет его "свободным от идеологии технократом, обладающим несомненным талантом управленца". Благодаря этим качествам, а также отсутствию больших политических амбиций, Касьянов стал для Путина подходящей кандидатурой на пост премьер-министра. "Назначение Касьянова на пост премьер-министра станет знаком того, что новое правительство будет чисто техническим. Все будет зависеть от Путина", - говорит Прыбловский. Для Андрея Пионтковского, директора Центра стратегических исследований, назначение Касьянова станет свидетельством того, что Путин вовсе не так уж независим, как считают его сторонники. "Назначение Касьянова будет свидетельствовать о том, что Путин зависит от олигархов, более того, что он в определенной степени является их заложником", - считает Пионтковский.