После двух лет бесплодных усилий в попытках достичь взаимопонимания с Россией по вопросу стратегической противоракетной обороны, США возобновили американо-российские переговоры, как по данному вопросу, так и о дальнейшем двустороннем сокращении ядерных вооружений с учетом новых условий, а именно: на основе стратегического паритета на низком уровне. После того, как президент Путин выступил с собственными инициативами в адрес НАТО летом прошлого года и в конце февраля нынешнего, вопрос о возобновлении стратегического диалога между Москвой и Вашингтоном оставался вопросом времени.
Подготовительная работа в Москве
Есть все основания полагать, что диалог о стабильности отношений между двумя силами в целом и о контроле над стратегическим ядерным вооружением должен начаться в ближайшее время, так как в Москве уже заблаговременно стали приспосабливаться к новому положению вещей, изменившемуся с приходом к власти нового американского президента. Понижение статуса российских ракетных войск стратегического назначения в военной иерархии Москвы и смена руководства министерства обороны были явными знаками изменения российской позиции по отношению к предложению Вашингтона, которое исходило еще от президента Клинтона. Оно заключалось в обоюдном изменении военной ядерной стратегии путем комбинации стратегической и противоракетной обороны с одновременным сокращением потенциала континентального наступательного ядерного вооружения до 2000 боеголовок (стратегические ракетами и бомбардировщики).
Последнее - это российское требование к США, выдвинутое уже много лет назад. Ракетные войска, унаследованные Россией в 1991 году от Советского Союза, далеко не всегда находятся в боеспособном состоянии, еще менее они подвержены модернизации. Все сказанное выше касается только того их количества, который был оговорен в договоре об ограничении вооружений СНВ-2 (3000 стратегических ядерных боеголовок для США и до 3500 - для России). Поэтому Ельцин, а за ним - Путин четко заявляли, что оптимальное количество боеголовок для каждой из сторон - 1500 единиц. Можно утверждать, что с учетом сокращения в последние годы российской производственной базы по выпуску современных ядерных снарядов, в интересах России сократить максимально допустимое количество наступательного вооружения до 1000 единиц. Тогда Россия еще на одно десятилетие сможет сохранить паритет с США по стратегическому наступательному вооружению наземного базирования (континентальные ракеты с радиусом действия 5500 км) и по атомным подводным лодкам.
Так, предложение президента Буша о сокращении наступательных вооружений по договору СНВ-3 до 1500 ядерных боеголовок для стратегических ракет и бомбардировщиков полностью соответствует российским интересам. Загвоздка - в предстоящем слиянии процессов ядерного стратегического разоружения с противоракетной обороной: чем меньше наступательных вооружений, тем выше шансы на успех при обороне, и чем сильнее и надежнее эта оборона, тем лучше используется сокращенное наступательное вооружение в целях качественной обороны.
Прорыв через пять лет?
Америка по-прежнему обладает многофункциональными и надежными технологиями, не говоря уже о действенных системах противоракетной обороны. Если нынешнее состояние техники и технологии позволяет наладить их производство, то в первую очередь, в США. Если такое осуществимо на практике, то США получат новую систему обороны. Это было понятно еще в период президентства Клинтона. После победы на выборах Буша и с назначением на должность министра обороны Дональда Рамсфельда это стало официальной доктриной. Сегодня в кругах как американских, так и российских, и китайских экспертов преобладает мнение, что американцев через 5-10 лет, а может, и меньше ждет технологический скачок. Этим временным отрезком руководствуются сегодня и в Брюсселе, и в Лондоне, и в Москве, и в Пекине, и в Дели.
Итак, для Москвы наступил период новых реалий, и ее политика, соответственно, должна строиться с учетом новой перспективы. Путин сделал соответствующие выводы, чтобы, как он сам объясняет, сохранить Россию как великую державу и иметь с этой целью соответствующее вооружение, в том числе современное ядерное оружие в количестве, что и у США, и значительно превышающем запасы ядерных государств "второго порядка", таких, как Китай, Франция и Великобритания. Еще более это относится к азиатским странам, находящимся на пороге создания ядерного оружия, таким, как Индия, Пакистан, Израиль и следующими за ними Северной Кореей, Ираном и Ираком. Предпосылкой этому является совместное с США разоружение до небольшого паритетного объема, но при том объема достаточно значительного, чтобы удерживать дистанцию с теми странами на прежнем уровне.
Китай взят на прицел
В первую очередь это касается Китая. Именно поэтому было озвучено согласие правительств Индии и Австралии с концепцией Буша по противоракетной обороне, обуславливающей минимально разрешенное количество наступательного вооружения - 1500 единиц (оппозиция в США и России, хоть и отказывается от догматов прошлого, но все же настроена против стратегической обороны, занимая такую же позицию, как и в восьмидесятые годы по отношению к СОИ президента Рейгана). В любом случае, переговоры между администрацией Буша, европейскими союзниками и Россией начинаются в изменившихся политических условиях: попытку создать ось, враждебную американской концепции противоракетной обороны, связывающую Москву, Пекин и Дели, и дополненную в Европе осью Москва-Париж, в Москве уже оставили, это предопределило и поражение Пекина.
Сначала казалось, что Китай остался вне игры - Россию и Китай уже с 1972 года, с начала американо-советских совместных действий по ограничению ядерных стратегических вооружений, не связывают общие оборонные интересы против Америки. То же самое относится к Китаю и Индии, между которыми не существует стратегического партнерства.
Окончание договора по ПРО?
Несмотря на все вышесказанное, предложения Вашингтона касаются также и Китая, и Индии, и Европы, даже если американо-российские переговоры только начинаются. Международная ситуация, как в стратегии, так и в организации противоракетной обороны требует взаимодействия, как на всеобщем, так и на региональном уровне, при решении вопросов обороны, нацеленных на отражение ракетного нападения, небольшого как по объему, так и по плотности. Предпосылкой тому является или взаимоприемлемый отказ, или одностороннее расторжение московского договора по ПРО от 1972 года в его части, которая касается противоракетных систем (и их компонентов) морского, воздушного и наземного базирования и ограничения их допустимого количества (для наземных систем) до двух, а позднее - и до одного. Такая договоренность может быть заключена только между обоими участниками договора по ПРО - Россией и США. Это - основа двусторонних переговоров.
Так называемое "демаркационное соглашение" от 1997 года между двумя странами допускает, напротив, субстратегическую противовоздушную оборону, при условии соблюдения определенных технических параметров и в случае необходимости в перехвате ракет с радиусом действия 3500 км и более. Это соглашение закладывает основу для взаимопонимания. К нему уже сейчас или хотя бы в будущем должны присоединиться страны, которые обладают радарными установками последнего поколения и установками для перехвата ракет (Великобритания, Дания, Исландия, Австралия), чтобы создать как мобильную, так и стационарную систему противоракетной обороны. Применение противоракетных радарных установок будет способствовать обеспечению безопасности вне территории США, а также создаст условия для сотрудничества с другими странами, в том числе и с Россией. Такое предложение могло бы быть адресовано и Индии.
Необходимость политического сотрудничества
Так как объявленная двоякая цель противоракетной обороны, всеобщая - для США и региональная - для ее партнеров, она призвана обеспечивать безопасность не только Северной Америки, но и свободу действий для американцев в случае возникновения международных кризисов с целью защиты других стран или для преодоления кризисов решительными мерами, поэтому американская оборонительная система должна быть дислоцирована также и в третьих странах.
Все это предполагаетдобрую волю при сотрудничестве. Поэтому шаги Буша, направленные на построение всеобщей и региональной противоракетной оборонуы одновременно с сокращением ядерного наступательного вооружения, будут иметь успех только тогда, когда осуществиться переход от эксклюзивной двухсоронности стратегических взаимоотношений США-Россия к многостороннему договору, открытому для присоединения к нему всех стран. Но в этом же и заключается шанс для усиления контроля над вооружением и дальнейшим разоружением, что должно быть закреплено всеобщим договором о стабильности и международной безопасности, против накопления запасов ядерного оружия и ядерной угрозы, вне зависимости, от кого она исходит. И к этому надо приступать.
Автор - публицист и бывший госсекретарь министерства обороны ФРГ.