Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
11 мая 2006 г.

Сара Мендельсон | The Washington Post

Права человека и борьба с террором

Ужасающая репутация Владимира Путина в том, что касается демократии и прав человека, вынудила некоторых задуматься, не стоит ли администрации Буша воздержаться от участия в саммите G8, который должен состояться в июле в Санкт-Петербурге. Однако бойкот саммита никак не повлияет на ситуацию в России, а на практике может только усилить представление о западной демократии как о лицемерном режиме, который призывает другие страны к реформированию, а сам нарушает при этом права человека.

В своей попытке одержать верх над радикальным исламизмом и обеспечить более надежную безопасность для собственных граждан ведущие государства евро-атлантического сообщества демонстрируют все большую готовность игнорировать свои обязательства в рамках международного закона о правах человека и гуманитарного права или соблюдать их только на словах.

Этот обмен прав человека на безопасность заслуживает того, чтобы быть темой каждого трансатлантического форума. Объявив Россию "плохой", а Запад - "хорошим", мы только затуманиваем эту опасную динамику.

Я не призываю похоронить тему нарушения прав человека в Российской Федерации. Я много писала на эту тему в то время, когда остальные воздавали почести президенту Владимиру Путину как реформатору. Я несколько лет работала с молодым поколением российских правозащитников в рамках ряда кампаний по защите прав человека. Мои коллеги выпустили множество отчетов, подробно рассказывающих о похищениях людей, избиениях, нападениях и запугивании. Подобные действия со стороны властей слишком хорошо известны по Чечне и остальному Северному Кавказу.

Однако до недавнего времени евро-атлантическое сообщество проявляло поразительную амбивалентность касательно нарушений прав человека в России. Так, Евросоюз под председательством Великобритании направил поздравительное письмо в связи с "парламентскими выборами" в Чечне в ноябре 2005 года. Эти "выборы" являлись непосредственным результатом референдума 2003 года, который повсеместно считается сфальсифицированным.

Евро-атлантическое сообщество проявляет амбивалентность не только в отношении нарушений прав человека в России, но и в отношении прав человека в целом. Правительственные органы, в том числе военные, разведывательные агентства и полиция идут на нарушения прав человека и практикуют злоупотребления в рамках борьбы с терроризмом, что вызвало ярость и отчуждение мусульманского населения и вместо того, чтобы сдерживать экстремизм, наоборот, его разжигает.

Более того, размывание правозащитных норм и законов в ключевых странах и силами институтов евро-атлантического сообщества стали определяющим фактором для избрания рядом евразийских государств негативной политической траектории. Неумышленные последствия таковы: защитники прав человека оказываются во все большей изоляции, в то время как власти набирают силу. В некоторых случаях подобное положение вещей стимулирует террористов к преступной деятельности. Возможно, самое тревожное во всем этом следующее: по всему региону люди, от которых зависит принятие решений, не осознают или не хотят понимать, что нарушения прав человека - будь это их прямой политический выбор или действия тех, кто осуществляет ее на местах, - имеют серьезные негативные последствия для безопасности.

Мы должны позаботиться одновременно о нескольких вещах: разработать эффективную, разумную политику по отношению к России в связи с ее отступлением от демократии и нарушением прав человека; восстановить собственные правозащитные нормы и законы; и, что самое сложное, найти способ снизить риск насилия со стороны террористов. Эти проблемы настолько сложны, что простого рецепта их решения не существует. Они заслуживают совместного изучения и обсуждения многими сторонами международного сообщества. По крайней мере, некоторые исследования показывают, что эффективная контртеррористическая политика, уважение к правам человека и правовое государство неразрывно связаны, однако необходима более развернутая эмпирическая работа и программа по воздействию на сообщества в США, Европе и Евразии в целом.

Нам стоило бы начать действовать сейчас, до того, как Россия полностью от нас отгородится, до того, как мы еще дальше отойдем от верного курса или террористы нанесут очередной удар. Проблема обмена прав человека на безопасность должна стать ключевой темой обсуждения если не в Санкт-Петербурге в 2006 году, то, по крайней мере, в Берлине в 2007.

Сара Мендельсон - старший сотрудник Центра стратегических и международных исследований

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru