Индонезийская газета описывает ситуацию на месте событий, The Christian Science Monitor и Financial Times гадают, что теперь будет с российским авиапромом.
Индонезия скорбит о десятках погибших в катастрофе российского самолета, говорится в редакционной статье англоязычного издания The Jakarta Post. Компания "Сухой" выбрала Индонезию для демонстрации своего новейшего самолета, поскольку авиатранспорт в этой стране переживает бум, отмечает издание.
"Нам не следует выносить никакие оценки самолету, пока не завершится официальное расследование. Мы знаем, что самолет получил сертификат авиационного ведомства ЕС. Нам также известно, что авиадиспетчерская в Халиме полностью потеряла связь с самолетом вскоре после того, как пилот запросил разрешение на снижение", - говорится в статье.
"Много вопросов о катастрофе пока остаются без ответа" - извещает в заголовке другой статьи The Jackarta Post. Глава Национального комитета безопасности на транспорте Татанг Курниади сказал, что самолет врезался в гору Салак, пишут журналисты Юли Три Суварни и Терезия Суфа. "По-видимому, имело место столкновение с землей в контролируемом полете на высоте 5800 футов - это очень высоко - под углом в 85 градусов", - сказал он.
Это далеко не первая авиакатастрофа на склонах горы Салак, что можно объяснить турбулентностью и неустойчивой погодой. "Почему они полетели над горой Салак? Это непопулярный маршрут для испытаний самолетов - в этом районе много самолетов разбилось", - говорит Эрвин Софьян, родственник одного из пассажиров SSJ 100.
На другую странность обратил внимание индонезийский пилот Ронни Роснади. "Почему летчик запросил разрешение спуститься на высоту 6 тыс. футов? Это нарушение стандарта минимальной высоты, составляющего примерно 11 тыс. футов. Полагаю, что катастрофа произошла из-за ошибки экипажа", - говорит он.
Между тем, как считается, SSJ 100 был оснащен несколькими современными приборами, предупреждающими о столкновении с землей. Роснади предполагает, что летчики ничего не видели перед собой из-за густого тумана. Но, по его мнению, погода вряд ли была главной причиной катастрофы, поскольку этим маршрутом летало много самолетов.
Наблюдатели также гадают, почему после катастрофы не заработал аварийный радиомаяк. Если бы он заработал, спасатели обнаружили бы место аварии гораздо быстрее.
Неназванный индонезийский чиновник сообщил: власти внимательно изучат регламент проверки эксплуатационной безопасности всех самолетов SSJ-100, закупленных индонезийскими компаниями.
"Авиакатастрофа в Индонезии повредила стратегии, направленной на укрепление позиций российской авиации" - так называется статья в The Christian Science Monitor. Случившееся застопорит, если вообще не сорвет возрождение российской авиапромышленности, предполагает журналист Фред Уэйр.
Разбился новейший коммерческий лайнер, на который возложены надежды авиапрома. Между тем он разрабатывался в сотрудничестве с крупными зарубежными компаниями, около 70% компонентов самолета производятся за пределами России.
Правда, катастрофы новых самолетов в период обкатки не являются чем-то неслыханным. Но SSJ-100 - единственный совершенно новый авиалайнер российского производства, подчеркивает автор. "Это тяжелый удар по имиджу нашей авиапромышленности", - рассудил Роман Гусаров, редактор онлайн-журнала Avia.ru. По его мнению, на реальные результаты расследования обратят внимание только специалисты.
Катастрофа также привлечет внимание к проблемам в российской авиапромышленности. Вступив в должность президента, Путин немедленно поручил проанализировать работу Объединенной Авиастроительной Корпорации (ОАК) и еще двух госкорпораций "в целях подготовки предложений по совершенствованию их управления".
Со своей стороны, Гусаров говорит: "Наша авиапромышленность, по сути, находится в коме". Ежегодно выпускается лишь около дюжины гражданских самолетов, нормативы труда низкие, техническое оснащение еще хуже, утверждает он.
Катастрофа еще не означает, что SSJ-100 не будет продаваться, считает редактор новостного сайта Aviaport.ru Олег Пантелеев. Если расследование покажет, что самолет был в порядке, через пару лет потенциальные клиенты вновь заинтересуются SSJ-100, прогнозирует он.
"Катастрофа Superjet - удар по целой отрасли в России" - утверждает в заголовке Financial Times. Российская авиапромышленность хотела с помощью этого самолета начать завоевание мирового рынка гражданской авиации, поясняет журналист Чарльз Кловер. На данный момент заказано около 170 SSJ-100. Но после известия о катастрофе акции ОАК на ММВБ упали на 3,6%.
В России авиапромышленность на 90% направлена на производство военных самолетов и лишь на 10% - на производство гражданских. Между тем в мире продажи гражданских самолетов занимают 75% рынка. Пробиться на рынок российским самолетам нелегко, тем более что у них плохая репутация в плане безопасности.
Fitch Ratings в четверг сообщило, что катастрофа негативно скажется на заказах на SSJ-100. "Для успеха самолета крайне важны новые заказы из стран, не входящих в СНГ", - добавило агентство.