Отсутствие ведущих мировых лидеров на праздновании годовщины Победы в Великой Отечественной войне дает повод России говорить о враждебном окружении, пишет Паоло Валентино, корреспондент Corriere della Sera.
"Когда Владимир Путин сошел с трибуны, чтобы пройти по Красной площади и возложить венок к Могиле Неизвестного Солдата, его сопровождали всего двое: справа шел министр обороны Сергей Шойгу, слева - адмирал Виктор Чирков, главком ВМФ. В иконографии Путина нет ничего случайного, - замечает журналист: - полтора столетия назад царь Александр III сказал, что у России только два союзника - ее армия и ее флот".
Путин одинок в толпе в дни празднования 70-й годовщины Победы. От Владивостока до Санкт-Петербурга, российский народ со страстью и гордостью ответил на его призыв, но на трибуне, предназначенной для лидеров, Царь смог измерить глубину своего мирового одиночества, говорится в статье. Рядом с ним находились китайский президент Си Цзиньпин и вечный Нурсултан Назарбаев. Другие гости - индиец Моди, южноафриканец Зума и генсек ООН Пан Ги Мун - сформировали ряд актеров второго плана. Отсутствие таких западных лидеров, как Обама, Олланд, Камерон, Ренци, больно ранит и отражает изоляцию России на мировой авансцене. В то же время это предоставляет российскому президенту новые аргументы и новые теории в его рассказе о стране, осажденной врагами, которые ее не уважают и хотят видеть ее на коленях, пишет Валентино.
Вместе с тем Путин нашел благородные слова и для тех, кто почти испортил ему праздник: он поблагодарил народы Великобритании, Франции, США за их вклад в Победу. Совершил ли Запад ошибку, оставив Путина одного в такой важный для истории Европы и мира день? На этот вопрос ответил министр иностранных дел Италии Паоло Джентилони, как и министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус, побывавший в Москве в эти праздничные дни: "Для Италии было правильно и необходимо быть здесь, чтобы отдать дань уважения России, принимая во внимание ее вклад в войну за освобождение Европы от нацифашизма, как в военном плане, так и в плане жертв - свыше 20 млн погибших. В то же время вполне справедливо, что формы участия были избраны с учетом всего произошедшего: аннексии Крыма, которая остается неприемлемой, и продолжающегося давления на Украину".
Иными словами, Италия "не отменила" Историю, но сделала упор на политический аспект. Итальянский министр никак не комментировал визит в Москву Ангелы Меркель, ограничившись определением "законный", отмечает автор.
"Царь продолжает оставаться в одиночестве в толпе. Бесполезный афронт Запада завершился тем, что была наказана память, глубокая идентичность страны, и остается угроза, что отсутствие ведущих западных лидеров в конечном итоге ошибочно убедит Путина, что царь Александр был прав", - заключает Валентино.