Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
11 ноября 2005 г.

Андреас Ринке | Handelsblatt

Логика державы среднего масштаба

Если китайский президент Ху Цзиньтао встретится сегодня с уходящим старым канцлером и приходящим новым, то один из итогов этой встречи известен уже сейчас. Ху, конечно, заметит различия в личном общении. Однако больших различий в содержании политики не будет. Немецкая политика по отношению к Китаю сохранит те основные принципы, которые заложили Гельмут Коль и Герхард Шредер. Это является одним из коалиционных соглашений фракции ХДС/ХСС и СДПГ.

Однако в Пекине все-таки опасаются, что немецкая политика может измениться, так как будущая канцлер, возможно, будет в большей степени согласовывать свои действия с Вашингтоном. Несомненно, Ангела Меркель будет стремиться к этому. Очень вероятно, что ее личные отношения с американским президентом Джорджем Бушем будут лучше, чем у Герхарда Шредера. Только также велика вероятность того, что это не приведет к охлаждению отношений с Китаем.

И дело не только в том, что в Берлине будет править большая коалиция и будущий министр иностранных дел от партии СДПГ Франк-Вальтер Штайнмайер продолжит внешнеполитический курс Шредера. Более глубокие причины кроются в объективных интересах державы среднего масштаба, такой как Германия. Самому большому государству ЕС нужно иметь в качестве близких партнеров основных действующих лиц на международной арене - США, Россию, Китай (а в скором времени - и Индию). Нет необходимости, подобно Франции, нести перед собой знамя "мультиполярного мироустройства", однако ввиду того, что политическое и экономическое значение супердержавы США уменьшается, необходимо расширять горизонты собственной внешней политики.

США при этом все равно останутся - с учетом общих демократических ценностей и истории формирования демократии - "сердечным партнером" Германии за пределами ЕС. Но возвращения к послевоенным временам, когда Вашингтон управлял, а Бонн автоматически подчинялся, не будет и при Меркель. Зависимость Германии от США в вопросах политики безопасности со времен окончания холодной войны сильно уменьшилась. И чем более весомым становится голос Германии в европейском концерте в том, что касается внешней политики, тем сильнее подчеркивается европейская независимость по отношению ко всем партнерам.

Это является автоматическим следствием европейской интеграции, а не осознанного обособления. В связи с тем, что нужно избежать новой волны раздражения, связанного с этими процессами, хорошо, что новое правительство в коалиционном соглашении заявляет, что ЕС оно видит как партнера, а не как противовес США.

Пока Россия и Китай не представляют собой демократии западного образца, отношения Германии с ними и дальше будут отличаться от германо-американских. Тем не менее Россия и Китай - партнеры, от которых в большой степени зависит благосостояние Германии и ЕС: от России - из-за ее энергоресурсов и военной мощи, от Китая - из-за постоянно растущего значения его экономики. Как Коль и Шредер, так и Меркель столкнется с тем, что ей нужно будет балансировать на тонкой грани между конфронтацией и низкопоклонничеством.

В любом случае коалиция из двух крупных партий должна привести к тому, что дебаты по вопросам внешней политики в Германии станут более конкретными, по существу: христианским демократам придется отучаться от привычки считать правильной ту позицию, которую занимает Вашингтон. А социал-демократам придется бороться с искушением представлять всю политику республиканского правительства США воплощением зла.

В прошлом реальность выглядела по-другому: в том, что касается иранской атомной политики, европейцы склонны переориентироваться на более жесткий курс США. А в оценке попыток демократизации посредством военной интервенции администрация Буша начала склоняться к точке зрения европейцев.

Такой же дифференцированной должна быть и оценка политики по отношению к Китаю. США и Германию объединяет заинтересованность в дальнейшем росте и демократизации страны. Поэтому такие вопросы, как отмена эмбарго на торговлю оружием, должны быть заранее прояснены совместно. С другой стороны, не нужно строить иллюзий: с экономической точки зрения немцы и американцы вполне могут конкурировать между собой и занимать различные позиции. Политически будущее федеральное правительство должно оказывать сопротивление любому давлению супердержавы создать единый фронт Запада против поднимающейся огромной империи в Азии.

Источник: Handelsblatt


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru