Одной из главных проблем органов финансового регулирования в нашей войне с финансированием терроризма является отсутствие реакции на наши действия. Цель ясна, неясно, эффективно ли и достаточно ли то, что мы делаем, так как разведывательные службы, которые должны следить за финансовыми каналами, не открывают для нас информацию.
Как бывший глава голландской спецслужбы и бывший президент совета генеральных прокуроров Нидерландов, я вполне понимаю желание спецслужб защитить источники. Но отсутствие обратной связи ставит регулирующие органы в положение, которое хуже, чем у человека, ищущего иголку в стоге сена. Нам даже не говорят, ищем мы иголку или булавку.
Это не единственный элемент борьбы с финансированием терроризма, где есть возможность улучшений. Самую удобную и эффективную стратегию борьбы с финансированием терроризма можно разбить на три этапа. Первый - поставить препятствия на пути террористов; второй - преследовать их; третий - инфильтрировать их сети.
Создание барьеров на пути террористов означает уничтожение бартеров между регулирующими и другими структурами. Создание в 1998 году FEC, голландской сети агентств, улучшающих взаимодействие в финансовом секторе, является важным примером подобной инициативы. В рамках FEC разведка и спецслужбы, полиция, налоговые органы, министерство юстиции и органы финансового регулирования обмениваются информацией и проводят совместные расследования в определенных областях.
На международном уровне сотрудничество и обмен информацией между органами регулирования в области ценных бумаг очень важны. Европейский Комитет органов регулирования в области ценных бумаг (CESR) создал группу высокопоставленных сотрудников правоохранительных структур, получившую название CESRpol, для совершенствования кооперации и обмена информацией. Эта сеть CESR оказалась очень полезной после терактов 11 сентября 2001 года, когда регулирующие органы искали ответ на вопрос, использовали ли террористы рынки капитала для финансирования своих действий.
Но в то же время CESR признал, что обстоятельства именно этих терактов заставили органы уголовного правосудия и юстиции сотрудничать теснее, чем обычно, и замаскировали имеющийся дефицит полномочий регулирующих структур.
Всемирная сеть органов регулирования в области ценных бумаг IOSCO подготовила уникальный многосторонний меморандум о взаимопонимании, касающийся обмена информацией и сотрудничества в правоохранительной сфере. Он задуман как первый всемирный инструмент по обмену информацией между органами регулирования в области ценных бумаг. Но чтобы подписать этот меморандум и обмениваться информацией, многие страны, включая Нидерланды, должны сначала изменить свое законодательство.
Второй шаг - преследование террористов. Например, вы стремитесь заморозить их активы. Но на это нужно время. Вы должны доказать, что человек или организация напрямую связаны с терроризмом. Для идентификации людей, которые могут быть террористами или иметь связи с террористами, можно использовать список предполагаемых террористов, взятых под наблюдение. Но обращение к финансовым учреждениям за информацией об этих людях имеет смысл лишь тогда, когда запрос подкреплен подробной аргументацией. Ее часто нет.
Еще одна проблема заключается в том, что инструкции, обязывающие финансовые учреждения сообщать о подозрительных сделках, породили такой объем информации, который превратился в угрозу эффективности всей системы.
Последний этап борьбы с финансированием терроризма - инфильтрация террористических сетей. Это задача не органов финансового регулирования, а разведслужб. Но в этом случае нам нужно больше указаний от спецслужб, которым удалось инфильтрировать эти сети.
Я убежден, что можно обеспечить обратную связь, не создавая риск для источников разведслужб. Одной из возможностей является организация посредничества. Разведслужбы европейских стран могут совместно назначить посредника, которому они доверяют. Впоследствии эту концепцию можно применить и на национальном уровне. Этот человек должен пользоваться доверием разведывательного сообщества и обладать знанием финансового мира. Посредник сможет внести разумные предложения по поводу того, как регулирующим органам направлять свои усилия. Регулирующие органы должны следовать указаниям посредника, не задавая вопросов, на чем базируются его рекомендации.
Нам нужно проявлять творческий подход в совместных усилиях, направленных на борьбу с финансированием терроризма. Но это достижимо лишь в том случае, если агентства будут получать более точную информацию о достаточности и эффективности своих методов.