Со смешанными чувствами я читал статьи Стефара Уэгстила и Аркадия Островского, посвященные моему интервью, - "Государство создает угрозу для экономики" и "Кремлевский чиновник, но не приверженец госконтроля". Я высоко оценил то, что мои слова, использованные в этих статьях, были воспроизведены правильно. В то же время, на мой взгляд, некоторые комментарии исказили мою точку зрения.
Данные, на которые я ссылался, говорят не о том, что 9,2% роста ВВП России в прошлом году были обусловлены более высокими ценами на нефть, как было приписано мне, но изменениями в условиях торговли, которые включают и сокращение цен на импорт, и повышение экспортных цен, и лишь частично это может быть связано с изменениями цен на нефть.
Вклад в рост ВВП внешних факторов (внезапная прибыль) и внутренних факторов (включая качество экономической политики) был оглашен не в первый раз, как было заявлено в статьях, но множество раз в течение последних нескольких лет.
Неточным показалось утверждение о чиновниках, "блокирующих либеральные реформы", потому что не так-то легко блокировать что-то, чего не существует. Моя точка зрения была несколько иной: имея широкий выбор, бюрократы склонны принимать решения, которые скорее обернутся благом для них самих, чем для страны (перераспределение ренты вместо введения ответственной экономической политики).
Факт слияния "Газпрома" и "Роснефти" не может быть причиной моей "разочарованности", так как это слияние не создает новой монополии и не ухудшает ныне существующей ситуации. Таким образом, характер этого шага отличается от существа так называемой реструктуризации энергетической отрасли, предлагаемой ЕЭС, которая выльется в создание супермонополии в энергетическом секторе.
Я и представить себе не мог, что мои замечания могут быть сочтены критическими и/или личными. Они были нацелены на привлечение внимания к глубоким долгосрочным структурным особенностям российской экономики, с которой, независимо от конкретных имен, все чиновники будут вынуждены иметь дело в течение многих лет.
Как ни печально, эти замечания были представлены как полный контраст предполагаемым взглядам премьер-министра. Это также, вероятно, преждевременно, учитывая, что Михаил Фрадков стоит во главе правительства с марта и, таким образом, не может нести ответственности за экономическую политику, проводившуюся в 2001-2003 годах.
Тем, кого интересует качество экономической политики, проводившейся в этом году, не придется ждать долго: результаты и статистика будут представлены в начале будущего года.
Андрей Илларионов, экономический советник президента России