На этой неделе недалеко от города Дейр-эз-Зор иностранные журналисты внимательно изучали поля ржи и рощу финиковых пальм, усыпанную плодами. Агенты служб безопасности, неотступно следовавшие за репортерами, в это время стояли позади, внимательно и несколько нервозно наблюдая за ними.
"Посмотрите - кругом рожь, фрукты, больше ничего", - рассказывал Ахмед Мехди, директор Арабского центра изучения засушливых зон и пустынь в Дейр-эз-Зор, правительственного исследовательского центра в области сельского хозяйства, демонстрируя двум журналистам территорию.
Именно по этому исследовательскому центру в сонном бедуинском городе на востоке Сирии, как сообщило одно из израильских изданий, в начале сентября нанесла удар израильская авиация.
Сотрудник израильской ежедневной газеты Yediot Aharonot Рон Бен-Ишай прославился своей версией, что в ходе налета были атакованы расположенные в Дейр-эз-Зор правительственные учреждения. В его статье приводились фото, где журналист стоит на фоне знака сельскохозяйственного центра.
По словам репортера, ему запретили проход на территорию центра, расположенного за городом. Он не привел в доказательство снимки, где были бы показаны последствия авиаудара, хотя утверждал, что видел ямы, напоминающие воронки, - по мнению Бен-Ишая, это могли быть следы от бомб.
Его заявления заставили сирийское правительство, и без того недовольное ростом напряженности в отношениях с Израилем и Соединенными Штатами, оправдываться в связи многочисленными сообщениями в СМИ о том, что Дамаск стремится приобрести ядерное оружие.
В интервью BBC президент Башар Асад постарался приуменьшить значимость израильского налета, заявив, что авиация нанесла удар по пустующим военным сооружениям. Тем не менее, он не назвал места, где это случилось. Его заявление расходится с первоначальными словами сирийской стороны о том, что она отразила налет еще до нанесения удара.
Израиль отреагировал на сообщения об атаках 6 сентября непривычным молчанием и фактически ввел запрет на освещение этого события в новостях. Лидер израильской оппозиции Беньямин Нетаньяху 19 сентября первым из общественных деятелей признал факт атаки. Некоторые израильские чиновники заявляли, хотя и в приватном порядке, что удар был нанесен по ядерному объекту, который помогала оборудовать Северная Корея, однако о месте его расположения ничего не говорилось.
В понедельник в сельскохозяйственном центре побывали журналисты. По словам Мехди, цель Сирии - доказать, что здесь не проводятся ядерные исследования и не было израильских атак. "Эти заявления абсолютно безосновательны, и я не понимаю, откуда пошли все эти разговоры об оружии массового поражения", - сказал Мехди.
"Налета здесь не было - мы ничего не слышали", - добавил он.
Вместе с ним для встречи с журналистами выстроились сотрудники центра. Они кивали в знак согласия и демонстрировали гостеприимство, угощая гостей свежесобранными фруктами; происходящее напоминало отрепетированное представление.
Сотрудники показали журналистам покрашенную желто-коричневой краской лабораторию - по их словам, там проводятся эксперименты с засухоустойчивыми растениями - и недавно вспаханные поля, где выращивают овощи и фрукты.
Репортаж Бен-Ишая вызвал в Сирии возмущение еще по одной причине: совершенно очевидно, что ему удалось проникнуть в страну, хотя израильтянам запрещается въезжать туда и перемещаться по сирийской территории.
"Думаю, он приехал по европейскому паспорту", - говорит Гази Бильто, представившийся как дизайнер графики сельскохозяйственного центра.
Бурхан Окко (тоже, по его словам, дизайнер графики), вмешался в разговор: "Понятно, что у него был немецкий паспорт". В международных СМИ звучали предположения, что израильский удар мог иметь целью пресечь попытки Сирии получить материалы, необходимые для создания ядерного оружия, возможно, с помощью Северной Кореи. Сирия отвергает подобные обвинения.