Впервые за два с половиной года Кремлю удалось сделать ловкий дипломатический ход, предложив администрации Обамы, попавшей в изоляцию, решение дилеммы и представ в образе миротворца и переговорщика, считает журналист Financial Times Чарльз Кловер.
Судьба предложения остается неопределенной, но одно ясно: игравшая в сирийском конфликте роль спойлера Россия наконец перехватила дипломатическую инициативу, говорится в статье.
"Возможно, это единственный умный и рассудительный план за два с половиной года дипломатических усилий России в Сирии", - считает авторитетный специалист по Ближнему Востоку Георгий Мирский. "Дело не только в том, что Обаме подсказали выход из ситуации", - объясняет арабист, при этом намерения российского руководства "демонстрируют миру, что без России ничего решить нельзя".
Доподлинно неизвестно, что стало толчком к возникновению российского плана, говорится в статье. Судя по всему, Москва и Вашингтон сумели забыть о недавних обидах и работали над предложением Сергея Лаврова в необычайно тесном сотрудничестве, полагает автор. Российская инициатива "произрастает из контактов, которые были у нас с американскими коллегами, а также из заявления госсекретаря США Джона Керри, допустившего возможность избежать ударов, если эта проблема будет решена", заявил 10 сентября глава российского МИДа.
В самой России преобладает мнение, что отказ Асада от химического оружия - единственный способ остановить военную операцию, поскольку даже поражение в Конгрессе вряд ли остановит американского президента. "При всем уважении к Обаме, с ним никогда не знаешь, чего ждать, - цитирует журналист главного редактора журнала "Россия в глобальной политике" Федора Лукьянова. - Это один из самых непредсказуемых президентов в истории США".
Однако дипломатическая победа Москвы может оказаться недолговечной: Франция намеревается предложить ООН резолюцию, предусматривающую использование военной силы в том случае, если Сирия не сдаст запасы химического оружия. Россия, в свою очередь, ясно дала понять, что не допустит включения в резолюцию пункта о военных последствия за невыполнение обязательств.
По словам эксперта в области химического оружия Александра Горбовского, на уничтожение сирийского арсенала может уйти до трех лет. При этом ликвидация боевых отравляющих веществ должна вестись по ливийскому сценарию, считает специалист. Сирия, как и Ливия, располагает примерно 1 тыс. тонн боевых отравляющих веществ, уточняет корреспондент.