Идея отказа Сирии от химического оружия, или, по крайней мере, передачи его под международный контроль давно обсуждалась в ходе консультаций между правительством Башара Асада и его союзниками в Москве, пишет постоянный автор Time Саймон Шустер.
За время гражданской войны, которая идет в Сирии свыше двух лет "мы обсуждали эту возможность много раз с разных сторон", сказал российский дипломат Андрей Климов. Но только в последнюю неделю Россия и Сирия поняли, что это в интересах обоих государств.
Ранее сирийское химическое оружие, в основном созданное на основе российских и советских технологий, помогало защищать режим Асада. "Оно служило своего рода сдерживающим средством для Израиля", - сказал Леонид Калашников, член комитета Госдумы по международным делам. Но после 21 августа, когда сирийскую армию обвинили в применении этих вооружений против собственного народа, они стали помехой, давая повод Соединенным Штатам оправдать вторжению в Сирию, пишет Шустер.
Российские дипломаты говорят, что это внесло существенные коррективы в их расчеты по Сирии. С точки зрения Москвы, американский военный удар не только нанесет вред его давнему союзнику, но и подорвет главный козырь России на международной арене - право вето в Совбезе ООН.
"ООН и его Совет Безопасности уже можно назвать бесполезными, - отмечает Калашников. - Это ужасно для России", потому что СБ по-прежнему остается главным инструментом Москвы в достижении "паритета или, по крайней мере, баланса с Западом. И подрыв этого баланса не в интересах России".
"Осознав этот факт, Россия вознамерилась стать как можно более полезной в сирийским кризисе за последнюю неделю, чтобы ее не проигнорировали и не отодвинули в сторону на международной арене как лишнее звено. Результатом стало сделанное на этой неделе предложение заставить Сирию передать свой арсенал химического оружия под международный контроль и даже уничтожить его", - продолжает Шустер.
Есть у такой перспективы и другие преимущества для России. Обеспечение безопасности сирийских запасов оружия, не говоря уже об их уничтожении, станет длительным и сложным процессом, который начнется только после того, как все подробности этой инициативы будут уточнены и одобрены всеми стороны. Эта отсрочка, которая может длиться месяцами, даст Асаду больше времени для подавления мятежа, считает российский военный аналитик Константин Сивков. Президент России Владимир Путин и его чиновники давно твердят, что Сирия без режима Асада станет более опасной, чем с режимом, напоминает автор статьи.