Политические планы Путина замедляют решение экономических проблем
Мешки под глазами, руки в карманах - бывший преподаватель экономики Андрей Илларионов идет в свой кабинет на третьем этаже правительственного здания. Уже почти 11 часов вечера, и тридцатидевятилетний Илларионов, страстный поборник свободных рынков и экономический советник российского президента Владимира Путина, пытается не заснуть в разгар обычного марафонского рабочего дня. Как обычно он взволнован - его тревожит состояние экономики, рост которой замедляется в связи со стремительным подорожанием национальной валюты, которое давит на промышленное производство. Но есть и хорошие моменты. "Кризисы благоприятствуют экономическим реформам", - с озорным блеском в глазах замечает он.
Россия нуждается в толчке. Третьего апреля, за несколько часов до того, как Илларионов поделился со мной этой мыслью, Путин повторил обещание, данное им в ходе предвыборной кампании, проводить ключевые экономические реформы, необходимые для улучшения инвестиционного климата и стимулирования роста. Проблема состоит в том, что пока администрация Путина мало что создала, помимо пакета налоговых реформ, принятого девять месяцев назад. Несмотря на некоторые подвижки, в частности смягчение правил, затрудняющих процесс получения предпринимателями лицензий, перспективы больших перемен остаются туманными. Банковская реформа: забудь об этом. Реструктуризация энергетических монополий: застыла. Приватизация земли: может быть, когда-нибудь.
Тусклые перспективы
В прошлом году правительство можно было в принципе простить за спокойствие. Благодаря высоким ценам на нефть экономический рост составил хорошие 7,7%. Но в этом году рост ВВП в лучшем случае ожидается на уровне 4%, а показатели промышленного производства - самые низкие за последние два года.
Мрачная картина. Нефтяные цены снижаются, внутренние производители теряют преимущество, которое им дала девальвация рубля, произошедшая после российского финансового обвала августа 1998 г. - долгосрочные перспективы экономики, скованной государственным контролем и субсидиями, ежегодно теряющей примерно $20 млрд из-за бегства капитала, выглядят плохо. За первые три месяца 2001 г. рост инфляции составил 7%, что создало дополнительные препятствия промышленному росту. Падение объемов производства угрожает привести к снижению налоговых поступлений, в результате чего могут возникнуть проблемы с выплатой государственных зарплат и пенсий и сокращением $150 млрд долга.
Путин понимает, что ему нужно срочно перегруппироваться. Именно поэтому ожидается, что в мае он реструктурирует правительство. Возможно даже он отправит в отставку премьер-министра Михаила Касьянова, старого технократа, который не смог ускорить реформы. "В стране по-прежнему сохраняется неблагоприятный деловой климат. - сказал Путин в своем послании 3 апреля. - Если сегодня не начать активно действовать, в том числе в осуществлении структурных реформ, - завтра можно войти в длительную экономическую стагнацию".
Политический инструмент
В этом есть опасный парадокс: пока основным препятствием для прогресса кажется сам президент. Создается впечатление, что несмотря на свои разговоры о реформах, бывший разведчик КГБ считает российские экономические активы в первую очередь политическим инструментом для достижения своей главной цели - восстановления былого положения страны на мировой политической арене. В частности, он придает большое значение продаже оружия Китаю и Ираку и использованию энергетических ресурсов России для усмирения бывших советских республик.
Путин несомненно обращает внимание на то, что общественность не приветствует экономические реформы в западном стиле. В умах многих россиян реформы ассоциируются с трудностями, которые им пришлось пережить после того, как бывший президент Борис Ельцин начал реализацию своей программы шоковой терапии в начале девяностых. "Такими действиями нельзя привлечь к себе избирателей", - признает Егор Гайдар, премьер-министр Ельцина, архитектор этой программы. Кроме того, рыночная политика, на которой настаивают такие западные учреждения, как Междунароный валютный фонд, сегодня ценится не очень высоко. 28 марта правительство Путина отказалась подписать соглашение о кредите standby, предложенное МВФ, заявив, что не хочет оказаться под контролем фонда.
В такой обстановке наиболее вероятным достижением, которое может быть совершено на либеральном фронте, является земельная реформа. Новый закон, находящийся на рассмотрении в Госдуме, легализует частную собственность на землю для коммерческих организаций и частных лиц. Путин хочет проводить приватизацию фермерских земель постепенно, предоставив право определять ее темпы и масштабы осторожным региональным лидерам.
Рассматриваются и другие инициативы. Кремлевские политики хотят разжать мертвую хватку, в которой бюрократия держит бизнес. "Система защищает свои права на получение так называемой "статусной" ренты. Говоря прямо - взяток и отступных", - сказал Путин 3 апреля. План реструктуризации, который, как ожидается, будет одобрен в мае, предусматривает резкое сокращение количества сотрудников во многих министерствах и, возможно, упразднение Министерства топлива и энергетики. "Правительство настолько перегружено бюрократами, что практически не способно функционировать", - считает главный экономист инвестиционной компании "Тройка-Диалог", бывший заместитель министра финансов.
Новый план по введению пошлин для энергетических и металлургических гигантов, хранящих большую часть своих прибылей на зарубежных счетах, может привести к получению от $5 млрд до $7 млрд ежегодно. Эти сборы будут направлены в фонд фискальной стабилизации, который будет защищать страну от постоянной угрозы любой сырьевой экономики - резких колебаний цен на сырье. Чтобы добиться неохотного согласия сырьевых магнатов на эту налоговую реформу, президент поддержал инициативу Илларионова по либерализации драконовского валютного регулирования. Правила советского типа большинство предпринимателей стараются обходить, они мешают торговле.
Далекие надежды
Однако ничего не делается для того, чтобы разобрать завал на таком ключевом направлении, как банковская реформа. Повышение качества государственного надзора над деятельностью банков и создание депозитного страхования могли бы улучшить перспективы жизнеспособного бизнеса, а не лиц, обладающих политическими связями, и дать экономике толчок. Основным препятствием является Центральный банк Виктора Геращенко, главы бывшего советского банка, не желающего менять status quo. Постоянно откладывающаяся реструктуризация российских газовой и электроэнергетической монополий, предполагаюшая введение конкуренции на этих рынках, остается отдаленной перспективой в свете нежелания Путина прекращать субсидировать промышленность и резко повышать тарифы, что является политически болезненной мерой.
Оптимисты считают, что Путин откладывает реформы до тех пор, когда не будет обладать достаточной политической силой для их проведения и располагать временем для разъяснения любых существенных изменений электорату. В конце концов группа Ельцин-Гайдар, возможно, осложнила процесс проведения рыночных реформ своим торопливым подходом, который не был адекватно объяснен общественности.
При нынешнем уровне общественной поддержки (свыше 70%) Путин, по всей видимости, останется в Кремле еще на четыре года. "Более важно, чтобы Путин сохранил свой политический капитал, а не вел донкихотские битвы, пытаясь сделать все быстро", - говорит экономист Goldman Sachs & Co. Аласдэйр Брич. Но что, если Путин никогда не будет проводить серьезных реформ? "Некоторые говорят, что мы двигаемся слишком быстро, некоторые говорят, что слишком медленно, а я спрашиваю: "А двигаемся ли мы вообще?", - говорит вечный скептик Илларионов. Хороший вопрос.