"Нет ничего удивительного в том, что запись от 6 августа 2001 года свидетельствует: администрация Буша знала и ничего не предприняла против террористической угрозы, обрушившейся на страну", - говорит Йона Александер, директор Международного центра исследований проблем терроризма в Вашингтоне, которого считают одним из самых авторитетных мировых экспертов по терроризму. "Мы все виновны", - считает Александер.
- В каком смысле?
- Усама бен Ладен в 1998 году провозгласил фатву, в которой он обещал наносить удары по американским интересам повсюду. Но потребовался двойной удар по Нью-Йорку и Вашингтону, чтобы мир проснулся.
- Чем объясняется такая инерция?
- С захвата "Акилле Лауро" (итальянский лайнер, захваченный в 1985 г. палестинскими экстремистами. - Прим. ред.) и теракта против самолета компании Pan Am (взрыв самолета над шотландским местечком Локерби в 1988 г. - Прим. ред.) западные демократии на протяжении десятилетий относились к терактам как к эпизодическим инцидентам, а не как к постоянной реальной угрозе для национальной и международной безопасности. Не будем забывать, что эра современного терроризма фактически началась в далеком 1979 году с похищения американцев из посольства США в Тегеране.
- Какую роль сыграла война в Ираке?
- Она способствовала росту терроризма, поскольку международная сплоченность ослабла, а она является единственным оружием для уничтожения этой раковой опухоли.
- Вы пессимист?
- Сегодня злокачественная опухоль терроризма находится на стадии метастаз, и на карту поставлено выживание самой цивилизации. Худшее еще впереди, и оно наступит - в виде неизбежных атак с применением химического, радиоактивного и атомного оружия. Я опасаюсь за всю Европу.