Если Италия и не Америка, то, во всяком случае, страна, где витрины аптек заполнены привлекательными композициями "проспект плюс ампула", рекламирующими ботокс для самостоятельных инъекций, чтобы разгладить морщины. И если у американских женщин больше власти, чем у итальянских (у них на должности госсекретаря - женщина), и больше денег, это не значит, что у итальянок нет определенных успехов. Теперь и они могут подарить себе роскошь среднего возраста. Такая возможность есть у тех, кто может оплатить не один курс косметологических процедур и пластические операции, у кого есть хорошая работа, кто умеет влюбляться и заниматься сексом без особых предрассудков.
Поэтому теории Сью Шелленбаргер, журналистки Wall Street Journal и автора "Переломного момента", нового широко разрекламированного исследования по "кризису среднего возраста" у женщин, вызывают живой отклик и в Италии. Шелленбаргер начинает с шутки: "Кризис среднего возраста остается клише, пока ты не заимеешь свой подобный кризис".
Шумиха вокруг этой книги вполне объяснима: американок в среднем возрасте 42 миллиона, значительная часть населения, социальная группа с достаточно высокой покупательной способностью, и в рыночной экономике их изучают, с ними заигрывают и объявляют их модными. И потом, говорит Шелленбаргер, это поколение вступило в средний возраст совершенно необычным образом - достойно.
Кризис среднего возраста - это меланхолия и тоска по красоте или как минимум по уходящей молодости; угасание репродуктивной функции; болезненные события, разводы или потеря дорогих людей; проблемы на работе, когда вас начинают отодвигать на обочину и относиться как к старой карге. И все это еще совсем недавно женщины переживали молча (и дома). Теперь, поясняет журналистка Сью, очень часто этот возраст воспринимается как повод для перемен: смена интересов на работе и смена партнера (многие женщины заводят себе более молодых любовников, впрочем так же, как и мужчины - их сверстники).
Главный тезис книги: многие "вновь состарившиеся" (36%) "оставляют роль, которую они играли в прошлом, ради новых спортивных, сексуальных, любовных, культурных и духовных целей". Повестка дня утомила бы и 30-летнюю просто при зачитывании. Автор настаивает, что, помимо прочего, "увлечение походами, альпинизмом, сноубордом и каноэ значительно распространилось начиная с 1997 года среди женщин в возрасте от 38 до 55 лет в зоне Булдер, Колорадо", и это прекрасная новость.
В ожидании подобных новостей из Альто Адидже стоит изучить категории, на которые писательница подразделяет бывших девушек, переполненных энергией. Италия не Америка, как уже говорилось, поэтому категории, вероятно, следует пересмотреть. Авантюристка "ищет очищения в физических приключениях и экстремальном туризме". В Италии это просто: достаточно путешествия на поезде, когда шоссе север-юг перестает функционировать по причине дорожно-транспортных происшествий или манифестаций. Однако, говорит одна дама "под 50", увлекающаяся путешествиями, "когда занимаешься экзотическим туризмом, встречаются интересные типы". Поэтому ее можно перевести в разряд "любовница" - "она ищет друга (или подругу), с кем у нее был бы полный психологический комфорт".
Итальянки склонны к пессимизму. Рассказывает одна 47-летняя дама: "Позавчера вечером я жаловалась на мужчин своему другу, и он мне сказал: мы так устроены, а вас много, и у вас нет выбора".
Но некоторые признают правоту Шелленбаргер. "Мне 49 лет, и у меня есть 30-летний любимый, очень милый, - с удовольствием говорит римлянка. - Он намного лучше, чем мои ровесники. Он хотел бы жить со мной, но я в сомнениях. Мне очень тревожно, кто знает, чем все это закончится".
Некоторые женщины хотят попасть в категорию "лидеров", чтобы "оставить свой след в мире" на американский манер, начиная свой бизнес, посвящая себя политике или общественной деятельности. Комментарий 45-летней руководительницы: "Это можно сделать в Соединенных Штатах, где банки легко дают кредиты. Здесь, если теряешь работу и вклад, ты умерла. Что касается политики, я бы прослезилась от того, что вновь стала бы водить хороводы. Для миссии добровольца у меня нет времени, и я недостаточно добрая, а благотворительностью уже занимается моя мама".
В свободное время лучше быть "актрисой" - "организовывать свою жизнь вокруг себя самой". "Действительно, когда я рисую, я раскрепощаюсь, - говорит 50-летняя дама. - Но я еще больше раскрепощалась с женихами, но тогда я была более смелой".
Иногда женщина становится "садовницей": после многих разочарований она решает, что лучшей тропой к мудрости является садоводство, своего рода преобразование мира под ее контролем. Но требуется гармоничное воплощение идеи, неудачный сад угнетает, и "очень быстро я начинаю ощущать себя мисс Марпл".
Однако наихудший вариант - "искательница": женщины из этой категории считают необходимым отыскать систему духовных верований и ритуалов, которые бы придали их жизни смысл и ясность. "То есть мне придется все вечера проводить на вечерней службе, как моя бабушка? - волнуется римлянка. - Лучше уж любовник, простите за откровенность".
Средний возраст итальянок еще слишком труден. Национальный цинизм не помогает, однако то тут, то там появляются хорошие признаки.