Кремль разрывается между моделью свободного рынка и управляемой государством экономикой
Цена на основной российский экспорт, нефть, держатся на рекордной высоте. Правительство сейчас кладет в карман почти 20 долларов за каждый добытый баррель нефти.
Так почему же иностранные инвесторы спасаются бегством, а экономика страны неожиданно замедляет рост.
Ставки в борьбе за направление, которое возьмет российская экономика, высоки. В результате этой борьбы вновь возникает неопределенность, заставляющая инвесторов давать задний ход. По одну сторону - российские либералы, отстаивающие скорейшие рыночные реформы и слияние с мировой экономикой. По другую - силовики, бывшие представители органов безопасности, которые хотят построить управляемую государством экономику.
"Борьба между силовиками и либералами начинает тормозить нашу экономику", - говорит директор Центра политической информации Алексей Мухин. "Кремль в самом деле опасается оказаться изолированным и потерять контроль".
Кремль обвинил воинствующие чиновнические кланы в том, что они тормозят развитие и провоцируют социальные волнения, и выступил с экстренным, почти апокалиптическим воззванием ко всем объединиться вокруг Владимира Путина во избежание грозящего кризиса.
"Если мы не сумеем консолидировать наши элиты, существует реальная угроза того, что Россия может исчезнуть как единое государство, - сказал глава президентской администрации Дмитрий Медведев в необычайно резком интервью деловому журналу "Эксперт" на прошлой неделе. - Если расслабиться и отдаться на волю волн, последствия будут чудовищными. Распад Союза может показаться утренником в детском саду по сравнению с государственным коллапсом в современной России".
На протяжении последнего года кремлевская фракция силовиков является хозяином положения. Критики говорят, что экономический ущерб от их грубого вмешательства очевиден. В первые 2 месяца этого года ВВП увеличился на 4,4% в годовом исчислении, что существенно ниже, чем 7,1% в 2004 году.
По данным Центробанка РФ, отток капитала в прошлом году увеличился в 4 раза, так как обеспокоенные инвесторы перевели свои деньги в офшорные зоны. Чистый отток капитала подскочил с 1,9 млрд долларов в 2003 году до 9,4 млрд долларов.
Согласно недавнему докладу Всемирного банка причина этого - направленная против бизнеса политика Кремля, особенно проведенная в прошлом году ренационализация самой прибыльной российской частной компании, нефтяного гиганта ЮКОС. "Затянувшееся дело ЮКОСа оказалось в центре внимания, но, судя по всему, есть и другие компании, страдающие от усилившегося преследования", - говорится в докладе.
Нежданные счета по налоговым долгам предъявлены таким компаниям, как гигант телекоммуникаций "Вымпелком". Некоторым иностранным фирмам, включая совместное с равными долями англо-российское предприятие по добыче нефти TНК-ВР, запретили участвовать в конкурсе на новые лицензии на эксплуатацию природных ресурсов.
Бывший экономический советник Кремля Александр Лившиц в ежедневной газете "Известия" на прошлой неделе написал, что Россия - единственная в мире страна, где государственный сектор расширяется. "За прошлый год капитализация госкомпаний выросла на 70%. А их доля в совокупном капитале достигла 45%. Что бы ни происходило в экономике - государство всегда в плюсе".
Возможно, в качестве сигнала о перемене курса, Путин на встрече с лидерами деловых кругов в прошлом месяце сказал, что захват ЮКОСа был последним эпизодом такого рода. Чтобы добиться доверия, он предложил сократить срок давности для пересмотра приватизационных сделок и возбуждения уголовных дел с 10 до трех лет, чем фактически легитимизировал большинство прав собственности, приобретенной в 1990-е годы. Он пообещал также попридержать российские налоговые органы, которые являются главным инструментом силовиков.
Однако лидеры деловых кругов говорят, что принесенная Путиным оливковая ветвь не так хороша, как кажется на первый взгляд. Они хотели бы видеть более осязаемые свидетельства того, что кремлевская фракция сторонников свободного рынка побеждает в войне за контроль над экономической политикой. "Мы движемся вниз по спирали, и даже такого сигнала от лица первого человека страны недостаточно, чтобы восстановить доверие, - говорит Игорь Юргенс, инвестиционный банкир и вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, ведущей группы лоббирования деловых интересов. - Вред уже был нанесен. Теперь гончие правоохранительных органов и налоговики вышли на охоту. После того как они узнали вкус крови, трудно удержать их на привязи".
Новая тактика Кремля по отношению к частному бизнесу не предполагает снисходительности к представителям руководства ЮКОСа, которых судят за мошенничество, присвоение имущества и уклонение от уплаты налогов. Бывший руководитель службы безопасности этой компании Алексей Пичугин, которого обвиняли в организации двойного убийства, 30 марта был приговорен к 20 годам тюремного заключения.
Обвинители в деле основателя ЮКОСа Михаила Ходорковского требуют для него максимального наказания - 10 лет в исправительно-трудовом лагере. В понедельник он выступил с последним словом, в котором объявил себя невиновным. "Меня посадили, чтобы я не мешал разграбить ЮКОС ", - сказал Ходорковский в своем последнем слове. Судья должен огласить приговор 27 апреля.
"Судебное дело против ЮКОСа - это воспитательная акция, цель которой - показать российскому бизнесу, кто в стране хозяин, - говорит Мухин. - Власти понимают, что должны разрушить компанию до основания, иначе они будут выглядеть слабаками".
В основе надвигающегося кризиса, утверждают критики, лежит неспособность экономики на протяжении длительного периода создать жизнеспособный средний класс, на котором базируется социальная стабильность в большинстве развитых стран, полагающихся на постоянный рост малого и среднего бизнеса. По данным российской деловой ассоциации "Опора", в России есть около 900 тысяч мелких компаний - примерно столько же, сколько их было десять лет назад. На их долю приходится 12% ВВП, а в США на долю малого бизнеса приходится около 50% ВВП.
Даже Путин, обращая внимание на железные тиски бюрократических злоупотреблений и карательных налогов, в которых оказался малый бизнес в России, в конце прошлого месяца сказал, что каждому, кто зарегистрировал новую фирму, нужно выдавать медаль за личное мужество.
Кремль, по словам экспертов, обеспокоен тем, что растущая бедность, социальное неравенство и народные волнения, возможно вдохновленные недавними проявлениями могущества власти народа в соседних с Россией государствах, могут привести к кризису, которым враждующие между собой элиты страны не смогут управлять. "После всех этих оранжевых революций, с одной стороны, и с учетом устойчивой утраты авторитета правительства, с другой, неудивительно, что в Кремле витают мрачные предчувствия", - говорит Юргенс.