Американские доллары вновь потекут в Иран - на сей раз на продвижение демократии и свержение исламского режима. Об этом вчера заявил Госдепартамент, предлагая финансирование кому угодно, кто будет использовать его для ускорения падения режима аятолл. Тегеран воспринял угрозу всерьез и пообещал предпринять в отношении Вашингтона необходимые шаги в рамках закона.
Эта ситуация возникла после того, как Бюро по вопросам демократии, правам человека и труду Госдепартамента опубликовало странный бюллетень на своем сайте в интернете. В сообщении говорится, что конгресс выделил 3 млн долларов на создание репрезентативной формы правительства внутри Исламской Республики и Вашингтон ожидает предложений со стороны "академических институтов, гуманитарных групп, неправительственных организаций и частных лиц в Иране по оказанию поддержки в деле продвижения демократии и соблюдения прав человека".
Эта цифра может показаться незначительной, но, по мнению Леса Кэмпбелла из Национального демократического института, "речь идет об эпохальном изменении". Соединенные Штаты и без того ежегодно расходуют 15 млн долларов на трансляцию радио и телевизионных программ в Иране на местном языке фарси, но эти средства предназначены структурам, которые находятся вне пределов Исламской Республики. По официальным каналам с 1979 года - с момента свершения в Тегеране хомейнистской революции - ни один доллар не попал в Иран. И вот теперь Вашингтон предлагает финансировать напрямую группы, действующие в Иране, которые хотят продвигать демократию. Это небольшие деньги, к тому же вполне вероятно, что иранское правительство запретит кому бы то ни было получать их, но эта политическая перемена является поворотным моментом.
Президент Буш уже рассказывал о своих чувствах, когда объединил Иран, Ирак и Северную Корею в знаменитую "ось зла". После интервенции, предпринятой ради свержения Саддама, ситуация осложнилась в связи с подозрением, что аятоллы поддерживают иракских повстанцев, и сейчас есть люди, которые опасаются, что Исламская Республика попытается оказывать влияние на новое правительство, возглавляемое шиитским большинством. Все это происходит на фоне урегулирования ядерного вопроса: Вашингтон обвиняет Тегеран в намерении производить ядерное оружие и использовать его - самостоятельно или предоставляя таким террористическим группировкам, как "Аль-Каида" или "Хезболлах", которую всегда называли правой рукой иранцев в Ливане.
Буш подтвердил намерение способствовать "смене режима" в Исламской Республике, когда в ходе инаугурационной речи он обратился к иранским гражданам: "Америка с вами, когда вы занимаете позиции в пользу вашей свободы". Теперь Вашингтон, предлагая деньги, хочет продемонстрировать, что это были не просто слова.
Тегеран воспринял угрозу всерьез, пообещав действовать, но законными способами. Постоянный представитель Ирана в ООН Мохаммад Джавад Зариф сказал, что инициатива Госдепартамента "нарушает Алжирские соглашения". Это соглашение было достигнуто в 1981 году. Тогда были освобождены 52 американских заложника в обмен на обязательство США "не вмешиваться ни политическими, ни военными методами во внутренние дела Ирана".
Представитель Исламской Республики Абдолла Рамезанзаде ответил: "На протяжении многих лет американское правительство выделяло средства для вмешательства в наши внутренние дела. Страна и режим достаточно стабильны, чтобы противодействовать подобным мерам. Американские инициативы противоречат международным нормам и законам. МИД намерен предпринять в этой связи необходимые шаги в рамках закона".