Нынешний спор делает очевидным: с Россией слишком долго не обсуждался вопрос о стратегической безопасности
После окончания холодной войны всех перестала волновать проблема ракетных вооружений - несмотря на то, что арсенал вооружений с ядерными боеголовками как на Западе, так и на Востоке более чем достаточен для полного уничтожения жизни на Земле. Эта тема вернулась на первые полосы газет и журналов после того, как США объявили о намерении разместить элементы своей системы ПРО на территории Польши и Чехии, а вышеназванные страны продемонстрировали безоговорочное согласие. Все снова заговорили о возвращении гонки вооружений. Однако пустопорожняя болтовня затуманивает, насколько забыто это понятие конца 1980-х.
Сегодня речь идет не о тысячах ядерных боеголовок или сотнях ракет Pershing или SS-20, а о каких-то жалких 10 ракетах и одном радаре. Действительно ли разгорелось слишком много "шумихи по поводу пары ракет", как недавно в своей статье написал бывший министр иностранных дел Йошка Фишер? И действительно ли жесткая реакция России, которая в заявлениях американцев вообще не упоминалась, так уж преувеличена?
Такое впечатление может сложиться, если прочесть заявления некоторых авторитетных российских военных, преисполненных самоуверенности. Противоракетный щит в его нынешнем варианте действительно не представляет угрозы для безопасности России. Эту систему можно обойти при помощи имеющихся в наличие мощностей. Старой циничной логике устрашения времен холодной войны, согласно которой возможность обоюдного уничтожения гарантирует международную безопасность, опасность пока не грозит.
Россия уже работает над ответными мерами по модернизации ядерного потенциала: ракеты дальнего радиуса действия типа "Тополь-М" будут оснащены вместо одной - тремя боеголовками, заявил в начале года Сергей Иванов, тогда министр обороны. Производство подлодок, стратегических бомбардировщиков, а также ракет "Искандер" для поражения наземных целей (таких, как пусковые шахты или радарные установки) переведено на технологически новый уровень. Уже сейчас Россия снова занимает третье место в мире - после США и Китая - по затратам на вооружение.
Однако этот рейтинг вводит в заблуждение - ведь Москва на деле не готова к реальной гонке вооружений. Российские расходы на военные нужды составляют сегодня 12-15% от американских. Другими словами, Россия должна увеличить свои расходы практически в 10 раз, чтобы стать равноправным соперником по крайней мере в количественном плане. Это еще можно себе представить с учетом растущих доходов от экспорта газа, но в политическом плане это было бы безумием.
Напротив, эксперты исходят из того, что устаревший арсенал российских стратегических ядерных вооружений должен к 2015 году сократиться вдвое. Вполне понятно, что подобные обстоятельства вызывают обеспокоенность Москвы. Тем более что в 2009 году заканчивается срок действия договора СНВ-1 и с этого времени не будет действовать ни одного российско-американского договора о стратегических вооружениях, который бы предусматривал масштабную систему контроля.
Было бы неправильным полагать, что российско-американские договоры о контроле над вооружениями бесполезны, поскольку оба государства не являются больше врагами. Соглашения заключаются не только между врагами, но и между партнерами. США и Россия слишком долго не обменивались мнениями по поводу стратегической безопасности и баланса сил. Не в последнюю очередь по этой причине нынешний спор о "паре ракет" достиг такого накала.