Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
12 апреля 2007 г.

Даниэль Бресслер | Süddeutsche Zeitung

Возвращение стукачей

Российские спецслужбы страдают от избытка доносов

Если в России кто-то заметил нечто, что показалось ему подозрительным, то ему не нужно хранить это в себе. Он тотчас же может набрать московский номер 624-31-58, и спецслужбы примут его информацию о возможных террористах, потенциальных предателях родины или экстремистах всех мастей. Вот уже несколько лет Федеральная служба безопасности (ФСБ) с огромных плакатов или через объявления, звучащие в метро, призывает граждан к бдительности и активному сотрудничеству в борьбе с терроризмом - с таким грандиозным успехом, что звонящим нередко приходится испытывать разочарование: линия то и дело оказывается занятой.

На ФСБ обрушился настоящий шквал информации, как в письменном, так и в устном виде, рассказала в среду правительственная "Российская газета". Для чекистов с Лубянки - их московской штаб-квартиры еще с советских времен - это становится все большей проблемой, поскольку "ценность более 90% тревожных сигналов нулевая". Этот телефон не предназначен для того, что "очернить соседа или тещу, начальника или конкурента", призывает сайт www.fsb.ru, однако, судя по всему, без видимого эффекта. "Граждане, особенно пожилого возраста, не забывшие сталинские времена, снова увидели в Лубянке источник утешения", - пишет "Российская газета". Рассерженные пенсионеры жалуются в ФСБ на чиновников ЖКХ, медобслуживание, соцобеспечение.

У этого явления имеется своя традиция: внимательный и постоянно готовый к доносу сосед назывался в Советском Союзе "стукачом", словом, от которого россияне вздрагивают до сих пор. Один стучит начальству, другой - в компетентные органы, чтобы немедля сообщить обо всем, что бы он ни увидел. Героем всех стукачей был в свое время объявлен маленький мальчик. В 1932 году 13-летний Павлик Морозов донес на своего собственного отца, который помогал крестьянам, подвергшимся преследованиям; отца отправили в лагерь. За это родственники убили Павлика, а государство призвало брать с него пример.

Теперь ФСБ приходится расплачиваться за старые грехи и переубеждать россиян: тот, кто сегодня перед лицом террористической опасности исполняет свой гражданский долг, не есть стукач. Однако с наплывом информации, несмотря на 350 тысяч сотрудников, ФСБ, похоже, справляется с трудом. Поэтому за дело пришлось взяться его главе Николаю Патрушеву. В среду приказом за номером 9155 он предписал усовершенствованный порядок рассмотрения многочисленных обращений населения.

Заявленная цель - это быстрейшая выборка информации, заслуживающей внимания, например, от военных, которые сообщают о кражах оружия. При этом обращения, никак не связанные с задачами ФСБ, в течение семи дней должны быть отправлены в соответствующую инстанцию. Кроме того, Патрушев разрешил своим людям не отвечать на письма, в которых встречаются "ругательства и грубые слова", однако "содержащиеся в них сообщения, если речь идет о возможных преступлениях, расследование которых входит в компетенцию ФСБ, будут проверены". Крайне подробный приказ Патрушева не оставляет открытым ни одного вопроса. "Анонимные письма", согласно новым правилам, "могут оставаться без ответа".

Источник: Süddeutsche Zeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru