Гигантская стройплощадка олимпийских объектов простирается от берегов Черного моря до заснеженных вершин Кавказа на горизонте, пишет на страницах Foreign Policy журналистка Анна Немцова.
"Помогите! SOS! Здесь людей замуровывают заживо", - написано на красном транспаранте на крыше многоквартирного дома на улице Акаций. "Несколько месяцев этот квартал с обветшавшими домами пытается сопротивляться приливной волне строительства и циничных угроз официальных лиц. Если вы гадали, почему во время визита российского президента в Германию некая женщина с голой грудью, выкрикивая непристойные слова, не поленилась подбежать к российскому президенту и поставить перед ним вопрос о нарушениях прав человека, то вам достаточно приехать в Сочи. Здесь вы найдете много людей, у которых есть резоны, чтобы накричать на Путина", - говорится в статье.
В чем же дело? Бетонная стена заслонит вид с улицы Акаций на горы и "вообще на остальной мир", - пишет автор. Грязная вода со стройки затопляет цокольные этажи жилых домов, портит мебель и полы. По стенам взбирается плесень, пахнет гнилым мусором. "В прошедшем месяце мэрия Сочи подала в суд на жителей улицы Акаций, которые не желают снести свои сараи, кухни и насосы для воды, оказавшиеся в месте, где строится новое федеральное шоссе", - говорится в статье.
Власти переселяют более 2 тыс. семей, которые жили на месте олимпийских объектов. "Но многие другие не получили никакой компенсации и продолжают тщетно ждать новых квартир от государства. Людям, чью жизнь олимпийская стройка перевернула с ног на голову, не дали никаких альтернатив", - пишет автор.
Издание также сообщает: "На улице Терновая в Черешне, что неподалеку, строительство линий электропередачи, связанное с Олимпиадой, спровоцировало оползни, нанесшие сильный урон домам: стены рухнули, в фундаментах трещины. Никто даже не извинился. Ожидалось, что люди смирятся с таким обхождением и даже не пикнут".
Автор приводит слова Джейн Бьюкенен из Human Rights Watch, недавно побывавшей в Сочи: "Мы обеспокоены тем, что все власти, причастные к событиям и на местном, и на федеральном уровне, не уважают основные права и человеческое достоинство этих семей, в том числе множества маленьких детей".
А вот что говорит жительница Сочи Надежда Куровская: "Мы застряли в гетто между двумя шоссе и железной дорогой, без воды, без свежего воздуха, без единственного клочка земли, где бы могли играть наши дети. А потом, в довершение всего, они подают в суд на нас, беднейших из бедных". Автор пишет, что внук Куровской случайно провалился до плеч в жидкий бетон. Его спасли соседи, но сапожки так и остались в бетоне.
Что же происходит с Сочи, единственным в России тропическим курортом? "Город задыхается из-за дорожных пробок, пыли и строительства", - пишет Немцова. Вместо пышных садов у моря - "монструозные, наполовину построенные небоскребы". На любимом пляже Немцова "едва не вскрикнула: вместо тропического парка - наваленные до неба бетонные блоки". "Деньги завладели Сочи. Из нашего города выбили всю красоту и любовь", - сказала экскурсовод Галя, подруга Немцовой.
Вопреки протестам экологов, идет строительство в Имеретинской долине, где жили более 200 видов перелетных птиц, в том числе лебеди, аисты и пеликаны. Молодые активисты из Сочи уже зафиксировали последствия стройки для экологии: трупы дельфинов, умирающих форелей, лебедей, которые предпочитают море озерам. "Но эти разоблачения остаются неуслышанными, поскольку в Сочи многие (преимущественно чиновники и фирмы) наживаются на олимпийском статусе", - говорится в статье.
Власти утверждают, что лишь 6,6 млрд из 30 млрд долларов идут на сами олимпийские объекты, остальная сумма должна помочь городу в целом. Автор отвечает: "Верно, что построены новые многоквартирные дома, торговые центры, магазины - куда ни глянь. Но критики полагают, что до половины суммы уходит в карманы коррумпированных чиновников и бизнесменов".