"Будучи генеральным директором крупнейшего российского автопроизводителя, многолетней убыточной компании основного держателя ее акций - французского Renault, Бу Андерссон уволил тысячи человек и перезаключил контракты с поставщиками", - пишут журналисты The Wall Street Journal Джейсон Чоу и Джеймс Марсон.
Но меры экономии разозлили многих в Тольятти. Недовольство проникло в высшие эшелоны российской политической элиты и заставило союзника президента Владимира Путина сделать предупредительный выстрел прошлой весной, говорится в статье.
"Вы играете с огнем", - сказал тогда Андерссону Сергей Чемезов, друг Путина. Чемезов руководит государственной оборонной и промышленной компанией "Ростех", которой принадлежит неконтрольный пакет акций автопроизводителя ОАО "АвтоВАЗ", поясняет издание.
В прошлом месяце Андерссон был уволен, не проработав и два года после того, как Renault доверил ему свою многомиллионную ставку на российский авторынок.
"Таковы проблемы, с которыми сталкиваются западные инвесторы в России, где государственный капитализм путинского режима часто размывает границы между бизнесом и политикой - комбинация, которая приводит в замешательство огромное число компаний, считавших эту страну многообещающим и большим новым рынком", - отмечают авторы статьи.
"Бу Андерссон сделал все, что сделал бы любой бизнесмен западной школы: он уменьшил компанию до нужного размера и сократил расходы, - считает Тим Уркхарт, аналитик компании IHS Automotive. - Но российское правительство хочет и того и другого - чтобы "АвтоВАЗ" был социальным проектом и конкурентоспособной компанией в современную эпоху. Это невозможно".
"Хотя Renault смог найти преемника Андерссону, он, как представляется, столкнется с новыми ограничениями свободы действия", - полагают авторы. "Ростех" должен выбрать высокопоставленное российское лицо, которое будет регулировать отношения "АвтоВАЗа" с региональными и федеральными органами госуправления, а также с профсоюзами, сказал официальный представитель "Ростеха".
Renault и Nissan заявили, что разногласий между держателями акций не существует. Они отметили, что все стороны "достигли полного согласия по стратегическому курсу "АвтоВАЗа" и сохраняют приверженность этой стратегии", говорится в статье.
Сославшись на "ужасную ситуацию" в российской экономике, Карлос Гон - глава стратегического партнерства Renault-Nissan - заявил: "Мы - долговременные инвесторы и можем [выдержать] сложности в краткосрочном периоде, пока мы видим за этим будущее (...) В определенный период времени экономический рост возобновится, и мы действительно хотим быть основной компанией, вносящей в это свой вклад".
Когда "Ростех" в 2007 году выставил на продажу первую долю в размере одной четверти акций "АвтоВАЗа", это вызвало пристальный интерес у иностранных компаний, которых привлек потенциал страны, где автовладельцев намного меньше, чем на Западе. Renault купил эту долю, напоминает издание.
Ставший главой компании Андерссон, когда-то руководивший Saab и General Motors, привел к быстрому восстановлению производства российского производителя грузовиков и автобусов "ГАЗ", который нес убытки до его назначения на руководящую позицию.
"Проблемы, с которыми он столкнулся на "АвтоВАЗе", были огромными: упадочное моральное состояние коллектива, вездесущая коррупция, широко известное плохое качество и советская культура труда. Не говоря уже о воровстве", - пишут авторы. "Люди привыкли нести запчасти, - сказал Сергей Зайцев, представитель профсоюза на заводе-изготовителе. - Сотни машин исчезают".
Как признался Андерссон в интервью прошлой весной: "Это был самый большой беспорядок, который я когда-либо видел за мою карьеру".
Через три месяца после назначения Андерссона российская экономика понесла удар: США и Евросоюз начали вводить санкции в отношении российских политиков, олигархов и компаний из-за захвата Россией Крыма и поддержки сепаратистов на востоке Украины, говорится в статье.
Среди подвергшихся санкциям был и глава "Ростеха" Чемезов, напоминает издание. Эти меры, впрочем, не препятствовали сотрудничеству с ним Renault и Nissan.
Затем, после падения цен на нефть, производство автомобилей в России сократилось. GM вообще ушел с российского рынка, закрыв завод в Санкт-Петербурге. Однако Renault и Nissan остались. Для Renault Россия была единственным настоящим шансом на рост за пределами его основного рынка в Западной Европе, пишет издание.
"Преемником Андерссона на посту главы "АвтоВАЗа" стал Николя Мор, который ранее руководил румынским брендом Renault - Dacia. Как и "АвтоВАЗ", эта компания уходит своими корнями в коммунистическую эпоху. Renault превратил ее в мощную бюджетную западноевропейскую марку", - говорится в статье.
Петр Золотарев, глава профсоюза в Тольятти, выразил мнение, что любой руководитель мало что сможет сделать с основной проблемой компании - слабым спросом. "В таких экономических условиях в России, - сказал он, - кто бы ни пришел, попадет в яму".