Затаившиеся на крышах снайперы, кружащие в воздухе боевые вертолеты, бронемашины, которые медленно объезжают заграждения из колючей проволоки и мешков с песком, - здание кабульской школы, в котором происходила церемония передачи командования международным контингентом в Афганистане от Германии и Нидерландов к НАТО, было превращено в настоящую крепость.
Повышенные меры безопасности были необходимы, несмотря на то, что столица считается, как выразился теперь уже бывший командир Норберт ван Хейст, "безопасной гаванью" в неспокойном Афганистане. Никто не сомневается, что хрупкий мир в стране будет поставлен под угрозу, если в ближайшее время не удастся, вслед за Кабулом, обеспечить относительную безопасность и в провинциях страны. Через десять месяцев должны состояться первые в истории Афганистана свободные выборы, представляющие собой важную веху в мирном процессе. При этом во многих провинциях до сих пор царит атмосфера страха. Министр обороны Германии Петер Штрук предупредил об опасности возвращения Афганистана к "анархии и хаосу".
Во время церемонии, проходившей в сером, ничем не украшенном зале школы, президент Хамид Карзай пытался нарисовать оптимистическую картину восстановления страны, по крайней мере, Кабула. Он говорил о школах, магазинах, ресторанах и инвестициях. О нищете в провинциях, прежде всего на юге Афганистана, Карзай не упомянул. Он от всей души поблагодарил международный контингент за поддержку его правительства и делает возможным приобщение Кабула к цивилизации.
В конце концов, международный контингент обеспечивает также и политическое выживание Карзая, поскольку в провинциях реальная власть находится зачастую не у центрального правительства, а у местных военоначальников. Регулярные нападения, прежде всего на юге и востоке страны, доказывают, что талибы и "Аль-Каида" далеко не повержены. Некоторые наблюдатели с иронией говорят, что власть Карзая не распространяется дальше стен президентского дворца.
Поскольку международное сообщество не разделяет планы Карзая по масштабной дислокации по крайней мере 10 тысяч солдат в различных провинциях страны, было принято решение о направлении в Афганистан специальных команд (PRT) из разных стран, которые будут заниматься восстановлением разрушенного хозяйства и должны будут обеспечить хотя бы минимум стабильности в афганских провинциях, укрепив там влияние Карзая. После долгих колебаний Германия тоже решила направить свою команду. Однако между администрацией канцлера, МИДом и министерством обороны продолжается спор о том, где именно следует размещать германских солдат и гражданских помощников.
На днях, неожиданно для всех, было принято решение о проведении разведывательных мероприятий в городе Кундуз на севере страны, несмотря на то, что в июле разведка уже зондировала города Герат и Чарикар.
В том, что касается Чарикара, немецкая помощь не требуется - чиновники должны были бы это знать. Однако правительство лишь незадолго до визита Штрука официально признало, что немцы в Чарикаре не нужны ни американцам, с которыми у Германии вновь налаживаются отношения, ни афганцам. Теперь планируется направить еще одну разведывательную группу в Кундуз, дабы ознакомиться с ситуаций в этом городе. Такими темпами немецкие солдаты доберутся до Афганистана лишь к весне.
В Кундузе, на границе с Таджикистаном, уже задействованы американцы: группа, состоящая из 40 солдат и двух гражданских помощников, окопалась в одном из поместий и покидает его только для патрулирования. Это как раз то, чего немцы не хотят. Немцы желают, чтобы была видна их работа по восстановлению хозяйства, а не их военное присутствие. Предполагается, что для эффективной восстановительной работы в Кундузе потребуются, по крайней мере, 100 помощников.
Кундуз - это зона влияния афганского министра обороны Мохаммада Фахима, фигура которого многими воспринимается неоднозначно. Он по прежнему содержит самую мощную в Афганистане частную армию, и, по слухам, имеет стабильный доход от торговли наркотиками. Недавно он проходил лечение в Германии и даже встретился там со Штруком. Несмотря на его сомнительную славу, немецкое правительство делает ставку на Фахима, поскольку именно он считается в Афганистане истинным кукловодом.