В ночь с четверга на пятницу 7 августа грузинские войска подвергли бомбардировке сепаратистский регион Южная Осетия. На следующий день в действие вступила российская армия и дала грузинам отпор. Лора Делькур, исследователь Института международных и стратегических отношений (Iris), специалист по Кавказу, объясняет, где истоки конфликта и каковы ставки.
- Как появились эти сепаратистские регионы Грузии - Южная Осетия и Абхазия?
- В 1920-е годы советская власть хотела "растворить" национальности внутри СССР. Для этого она поделила осетинский народ между двумя республиками. РСФСР сохранила контроль над Северной Осетией, а Грузинская республика (входившая в состав СССР) получила Южную Осетию. В 1990 году, в момент распада СССР, Абхазия и Южная Осетия захотели стать независимыми от Грузии, особенно Южная Осетия, так как Грузия аннулировала имевшуюся ранее у республики автономию. Эти конфликты завершились перемириями. Россия отвечала за поддержание мира в регионе, но при этом играла двусмысленную роль, выдавая российские паспорта тем, кто не хотел иметь грузинское гражданство.
- Почему вооруженный конфликт разразился именно в августе 2008 года?
- С 1990-х годов конфликты между Грузией, с одной стороны, и Абхазией и Южной Осетией, с другой, никогда не прекращались. Их называли "замороженными конфликтами". Приход в 2004 году к власти Михаила Саакашвили изменил расклад сил, потому что он назвал реинтеграцию этих республик в состав Грузии одной из своих приоритетных задач. Напряженность вновь усилилась в начале 2008 года из-за одностороннего провозглашения независимости Косово и проекта расширения НАТО за счет Грузии, вызвавшего сильное беспокойство России. Начало военных действий было спровоцировано Грузией, посчитавшей, что в разгар лета, во время Олимпийских игр и в конце периода правления поддерживающей ее администрации Буша ей представляется подходящая возможность. Ведь этот союзник может исчезнуть в январе будущего года, особенно если президентом США будет избран Барак Обама. Однако Михаил Саакашвили пошел на огромный риск, сделав ставку на то, что Евросоюз и особенно американцы безусловно поддержат его в противостоянии с Россией, ведь это именно ему принадлежит инициатива бомбардировки Южной Осетии.
- Каковы ставки России в этом конфликте?
- Ставки очень велики. Россия хочет обеспечить стабильность в регионе: существует реальный риск "заражения" Северного Кавказа, входящего в ее состав. В то же время позиция Москвы в некотором отношении неоднозначна. Она не добивается ни присоединения Абхазии и Южной Осетии, ни их независимости, так как это может создать прецедент для некоторых северокавказских образований на российской территории. Но, с другой стороны, у нее есть старые рефлексы "большого брата", унаследованные от бывшего Советского Союза: она не в состоянии отказаться от контроля над бывшими республиками СССР. Россия не может отступить, не потеряв лицо, хотя в ее интересах, безусловно, - восстановление статус-кво в Южной Осетии и улучшение отношений с Грузией, аналогичное тому, которого ей удалось добиться с Азербайджаном, соседней республикой.
- Какую роль в этом регионе играет нефть?
- Нефть является фоном этого конфликта, так как Кавказ - регион транзита. Одна из трех стран Кавказа, Азербайджан, является страной, где добывается нефть. Следовательно, нефть надо доставлять от Каспийского моря к Черному. Один из транзитных путей проходит через Кавказ. Результатом этого конфликта может стать поиск других обходных путей. Известно, что Россия хочет в первую очередь избавиться от транзита через Украину, она даже перекрывала Украине нефть и газ. Россия может найти другие пути, как, например, проект "Северный поток", который должен связать Россию с Германией по дну Балтийского моря в обход Украины.
- Согласится ли Россия на участие посредников в урегулировании ее конфликта с Грузией?
- Россия не может согласиться на посредничество Соединенных Штатов, сильно поддерживавших грузин и даже занимавшихся их военной подготовкой. Не согласится она и на посредничество Европейского союза в регионе, который она считает своей зоной влияния. Но председательство Франции в ЕС дает определенный шанс. Положение Парижа не так уж плохо. Но при двух условиях: Евросоюз должен прийти к консенсусу в своих рядах, которого не наблюдается в настоящий момент из-за резких голосов в поддержку Грузии со стороны стран Восточной Европы; и, кроме того, Франция, которая, к счастью, имеет хорошие отношения с Россией, должна суметь донести свою точку зрения.