Кризис грозит охватить все больше стран еврозоны: теперь в центре внимания инвесторов оказалась Франция. И хотя рейтинговые агентства подтверждают наивысший кредитный рейтинг страны, а правительство принимает срочные меры для восстановления доверия, слухи спровоцировали широкомасштабную распродажу в Париже. Инвесторы сами себя доводят до паники и провоцируют цепную реакцию на рынках, поговаривают эксперты.
Европа подрывает свой авторитет, ограничивая "короткие продажи", утверждает The Wall Street Journal. Как поясняет издание, вечером в четверг европейские рыночные власти объявили о запрете на "короткие продажи" акций некоторых финансовых компаний во Франции, Италии, Испании и Бельгии.
"Данное решение последовало за периодом большой волатильности котировок акций европейских компаний финансового сектора, в частности французских банков, и слухов, что эти институты оказались в беде", - напоминает автор статьи Дэвид Рейлли.
По мнению автора, "это напоминает о событиях 2008 года, когда после краха Lehman Brothers власти континентальной Европы, Великобритании и США ввели краткосрочные запреты на короткие продажи акций - практику, при которой инвесторы делают ставку на понижение их стоимости".
Но европейские регуляторы, в конечном итоге, могут причинить лишь вред этим шагом, говорится в статье. Как показал опыт 2008 года, такие запреты дают лишь краткосрочное повышение рынкам, так как они не решают базовых проблем, являющихся первопричиной продаж.
"Этот нововведенный запрет также подает тревожный сигнал, который может лишь подорвать уверенность среди кредиторов и партнеров банков в странах, которых он коснулся. А это может оказаться гораздо хуже, чем любые колебания цен", - полагает издание.
"Кризис во Франции серьезнее волнений на биржах" - уверяет Die Welt. Как пишут журналисты издания Фю Хассель и Г. Вюппер, вторая по величине экономика Европы находится под сильным давлением. Париж планирует принятие мер по экономии - однако пока неясно, будет ли их достаточно для "приведения бюджета в чувство".
Уже в пятницу станут известны экономические показатели страны за второй квартал текущего года. По оценкам Национального банка, рост составит всего 0,2% - слишком мало для того, чтобы сократить серьезный дефицит госбюджета.
По словам Саркози, уже к 24 августа правительство предоставит сведения о том, как Париж собирается снизить дефицит бюджета до разрешенной в еврозоне границы в 3% от ВВП. Однако перспектива столь быстрой стабилизации выглядит невероятной: накануне президентских выборов 2012 года во Франции Саркози вряд ли станет рисковать, предпринимая непопулярные шаги по экономии. Министр финансов и министр по вопросам бюджетной политики уже заявили о том, что налоги не будут повышены.
"Тот факт, что рейтинговые агентства в настоящий момент подтверждают наивысший кредитный рейтинг Франции, не означает, что на это стоит рассчитывать и в будущем. (...) По оценкам МВФ, к концу года государственная задолженность Франции составит 85% от ВВП - самый высокий показатель среди европейских стран с рейтингом ААА. И даже при ежегодном росте в 2% и сокращающемся уровне безработицы уровень задолженности продолжает расти - к 2013 году, по предварительным оценкам МВФ, он может составить до 88%", - пишет издание.
Даже самые большие оптимисты среди французов дают пессимистические оценки шагам, предпринимаемым президентом: лишь 33% верят в их эффективность. 41% доверяет действиям МВФ. Однако среди кризисных менеджеров лидирует канцлер ФРГ Ангела Меркель - в нее верят около 46% французов.
Предстоящая встреча французского президента с канцлером Германии обнадежила рынки. Об этом пишет итальянская La Repubblica.
"В Париже надеются, что новые дискуссии с Берлином могут привести к договору по спасению евро. Николя Саркози пытается погасить пожар на рынках, наращивая усилия по всем направлениям. Теперь и Франция оказалась в центре внимания в ходе кризиса еврозоны. В последние часы даже самая маленькая новость способна успокоить или вновь вызвать тревогу в отношении французской экономики. Так, вчера оказалось достаточно одного сообщения о предстоящей встрече между французским президентом Николя Саркози и канцлером Германии Ангелой Меркель, чтобы придать сил европейским рынкам", - пишет издание.
Как уточняет автор статьи Анаис Джинори, французский президент хочет как можно быстрее определить новые правила управления еврозоной, настаивая на создании евробондов. Именно этот вопрос будет обсуждаться с Ангелой Меркель.
"Саркози работает и на внутреннем рынке, чтобы подготовить маневр, реализация которого начнется 24 августа. Министры экономики и финансов изучают возможность новых сокращений числа госслужащих и расходов на здравоохранение. Предполагается, что будут уменьшены и налоговые льготы. Но и этого может оказаться недостаточно в условиях ухудшающейся экономики", - отмечает издание.
А что если инвесторы сами себя доводят до паники? - задается вопросом обозреватель The Washington Post Энтони Файола. В среду слухи, что Франция лишится своего рейтинга ААА, спровоцировали широкомасштабную распродажу в Париже. Между тем все три ведущих рейтинговых агентства опровергли слух, подтвердив рейтинг Франции.
С одной стороны, "инвесторы реагируют на то, что европейским лидерам не хватило политической воли для окончательного разрешения долгового кризиса" в Европе, поясняет автор. И все же есть мнение, что текущие страхи на фондовых рынках чрезмерны по сравнению с реальными рисками. Возможно, теперь, когда паника захватила Францию, Европа начнет с ней бороться.
По мнению Стивена Кинга, старшего экономиста HSBC Bank (Лондон), рынки несправедливы к некоторым странам - например, Италия проводит консервативную фискальную политику, а ее госдолг еще недавно никого не тревожил. Но в текущей ситуации инвесторы не хотят слышать оправданий и требуют конкретных действий - например, незамедлительного урезания бюджета, даже если оно усугубит экономический спад, которого сами инвесторы страшатся. Беда в том, что вера людей в негативные прогнозы предопределяет реальную обстановку на рынках, и пророчества сбываются автоматически, полагает эксперт.
Также по теме:
Кто больше разрушает - лондонские погромщики или трейдеры фондового рынка? (Time)