А что если инвесторы сами себя доводят до паники? - вопрошает обозреватель The Washington Post Энтони Файола. В среду слухи, что Франция лишится своего рейтинга ААА, спровоцировали широкомасштабную распродажу в Париже, и в четверг мрачные настроения давили на рынок почти до конца рабочего дня, поясняет он. "На этой неделе инвесторы сбрасывают акции французских банков; таких ожесточенных распродаж мир не видел с пика глобального финансового кризиса 2008 года", - говорится в статье.
Между тем все три ведущих рейтинговых агентства опровергли слух, подтвердив рейтинг Франции. Они также дали "стабильный прогноз" на будущее госдолга Франции и не собираются пересматривать прогнозы в негативную сторону.
Правда, ведущие экономисты считают, что тревоги рынка вполне резонны: "слишком много богатых стран, которые тратят гораздо больше, чем получают, но не находят нового пути к устойчивому росту". Так, если Италия и Испания окажутся банкротами, цепная реакция охватит весь мир, как в 2008-м.
"По сути, инвесторы реагируют на то, что европейским лидерам не хватило политической воли для окончательного разрешения долгового кризиса" в Европе, поясняет автор. Как минимум инвесторам требуется обещание, что сильные страны в случае чего спасут Италию и Испанию от банкротства. А европейские лидеры этого обещания не дают, подчеркивает автор.
И все же есть мнение, что текущие страхи на фондовых рынках чрезмерны по сравнению с реальными рисками, отмечает газета. Возможно, теперь, когда паника захватила Францию, Европа начнет с ней бороться. Так, обесценивание облигаций Италии и Испании, пугающее инвесторов, возможно лишь в том случае, если сами инвесторы перестанут им доверять.
По мнению Стивена Кинга, старшего экономиста HSBC Bank (Лондон), рынки несправедливы к некоторым странам - например, Италия проводит консервативную фискальную политику, а ее госдолг еще недавно никого не тревожил. Но в текущей ситуации инвесторы не хотят слышать оправданий и требуют конкретных действий - например, незамедлительного урезания бюджета, даже если оно усугубит экономический спад, которого сами инвесторы страшатся. Беда в том, что вера людей в негативные прогнозы предопределяет реальную обстановку на рынках, и пророчества сбываются автоматически, подчеркнул Кинг.