По словам министра иностранных дел Казахстана Ерлана Идрисова, Алма Шалабаева вольна решать, в какую страну ей ехать, пишет Франческо Семприни в газете La Stampa . Идрисов говорит: "Наши отношения с Италией были, есть и будут важными и перспективными. В Италии некоторые СМИ ведут кампанию по нашей дискредитации, делают акцент на трещине в двусторонних отношениях".
Что касается Алмы Шалабаевой, то она "вольна ехать куда угодно, даже на Луну, она свободный человек, и правительство Казахстана не имеет к ней никакого интереса, в отличие от Италии, где она стала значительной персоной", говорит министр. "В настоящее время она проходит по делу о фальшивом казахском паспорте. Мы должны понять, каким образом она к этому делу причастна, поэтому мы поставили условие, чтобы она была в случае необходимости доступна для следователей. Она свобода, она всего лишь должна представить просьбу", - заверил министр.
"В настоящее время ведутся переговоры с Францией, и не только, о выдаче Мухтара Аблязова. Существуют специальные конвенции ООН. Я надеюсь на достижение результата, - говорит министр. - Италия - важный партнер Казахстана, во многих областях у нас имеются планы по развитию отношений. Это только маленький эпизод для нас, в отличие от вас, - все зависит от климата в стране", - сказал министр, имея в виду бурную политическую жизнь в Италии, в которой участвуют новые движения, стремящиеся посредством этой истории "оседлать волну", пишет автор статьи.
Известный итальянский журналист Адриано Софри встретился в Алма-Ате с Алмой Шалабаевой. Рассказ "жены такого-то" опубликован на страницах газеты La Repubblica.
"Алма Шалабаева, "жена такого-то", и маленькая девочка стали разменной картой в охоте на мужчину, - пишет Софри. - Итальянская общественность негодовала и сочувствовала Алме, жене Мухтара Аблязова: олигарха, диссидента, мошенника, гуляки, разыскиваемого Интерполом. История с блондинкой-славянкой должны была сделать еще больший акцент на выражении "жена такого-то". Как будто бы нелегальная и грубая депортация не нанесла еще один жестокий удар по семейному счастью женщины. Можно было подумать, что с арестом Аблязова казахскому правительству уже незачем удерживать Алму. Но "жена такого-то" может оказаться ценным рычагом для оказания давления с целью экстрадиции ее мужа. Есть только один человек, который может смотреть на Алму как на "жену такого-то": она сама. Министр иностранных дел Казахстана Ерлан Идрисов сказал, что "Алма Шалабаева вольна ехать, куда хочет". Хотелось бы верить словам министра".
Алма Шалабаева рассказала о своем детстве в поселке Жезды, об учебе в алма-атинском университете, о знакомстве и браке с Мухтаром Аблязовым. "В то время еще существовал Советский Союз, всего не хватало, он начал продавать сахар, соль, спички. Его дела шли в рост, пока кто-то не вывел его из дел. Тогда он начал заниматься финансами. Он основал Kazkommerz, вышел из него, основал свой банк БТА". В 2001 году группа молодых прогрессивных людей, некоторые из них работали в правительстве, основали партию "Демократический выбор", Аблязов был ее лидером. После одного публичного митинга Аблязова и Галымжана Жакиянова арестовали", - пишет автор статьи.
Президент Назарбаев ценил Аблязова: назначил его министром экономики и торговли, Мухтар занимался вопросами энергетики и сельского хозяйства. Он вызывал недовольство и зависть. Тем временем его банк БТА сильно поднялся. Предлог для ареста был смехотворным. "Его приговорили к 6 годам. Я вспоминаю первую тюрьму, этот ужас кованых решеток. Я всегда носила что-то вкусное, это был праздник для заключенных. Мухтар и в тюрьме пытался что-то наладить. Он получил весы, чтобы проверять вес порций еды. Или душ: заключенные получили возможность дважды в неделю пользоваться душем. Вши: вы не знаете, что такое вши в тюрьме. Когда Мухтара перевели, его товарищи устроили акцию протеста. В новой тюрьме Мухтара поставили в центр двора, и избили заключенных, говоря, что за это они должны благодарить его. Его поместили в такую холодную камеру, что он старался не спать, чтобы не умереть. Он заболел, устраивал голодовку. Он понял, что его жизнь в опасности. Ему предложили встретиться с прессой, заявить, что он не занимается политикой. Так он и поступил. Amnesty и Human Rights Watch признали его политическим заключенным", - рассказала Алма Шалабаева.
"Я женщина, я человек, я могу говорить, что я жена Аблязова, которого я всегда буду любить. Возвращение в Рим - это моя надежда. Я сделаю все, что необходимо, шаг за шагом. Я подписала обязательство не покидать Алма-Ату, мы просили прокуратуру закрыть дело, начатое в отношении меня 30 мая. Я просила о возможности покинуть страну, чтобы воссоединиться с моей семьей, в которой я так нуждаюсь, и ради нашей безопасности", - говорит Алма.
В долгие часы ожидания перед отправкой в Казахстан, сотрудник аэропорта Ciampino спросил у Алмы: "Столько вооруженных людей? Что вы сделали?" - "Я жена казахского оппозиционера", - ответила Алма. "Всего-то?" - пожал плечами служащий. Адриано Софри выучил три или четыре слова на казахском. Это "алма", что значит яблоко. Название города Алма-Ата происходит от этого слова. Однако, памятуя об утраченном рае, это значит в буквальном смысле: "Не трогать".