Если законы Республики не действуют, надо надевать покрывала. Как ни парадоксально, но после 6 месяцев работы "мудрецы", которым Жак Ширак поручил изучить вопрос о так называемой "светскости", пришли к выводу о том, что во многих районах Республики государственные законы больше не действуют.
В некоторых пригородах или жилых кварталах полицейские больше не показываются, пожарных забрасывают камнями как представителей государства, медицинских работников систематически похищают.
И не только. Девушки не могут переступить порог жилого дома, если на них нет платка. Контролируют ситуацию группы мужчин. Если на тебе есть платок - хорошо, в противном случае - плевки, оскорбления, побои. У многих девушек в кармане, на всякий случай, платок. Многим приходится носить его повсюду.
И вот он, парадокс: исламское покрывало, накладывающее на женщину клеймо, превращается в щит там, где государство не может защитить своих граждан.
Председатель комиссии, созданной по поручению Ширака, профессор Бернар Стази заявил: "Реальность, с которой мы столкнулись, намного драматичней, чем мы ожидали: единство Республики в опасности". Поэтому - вон из школ и из общественных заведений все "явные" знаки религиозной и/или политической принадлежности. Никаких исламских покрывал или платков, нет большому кресту, носящемуся поверх одежды, нет еврейской киппе.
"Мудрецы" также, как ни странно, рекомендовали Шираку объявить днями школьных каникул еврейский праздник Киппур и мусульманский Aid-el-Kebir, а работающих отправлять в праздничные отпуска в один из этих праздников.
"Комиссия Стази" завершила свою работу и сформулировала предложения. Теперь наступает черед политики. Жак Ширак изложит свои соображения и выскажет свои пожелания, но он уже давно заявил: "Светский характер общества обсуждению не подлежит".
Политические партии в Национальной ассамблее, вероятнее всего, трансформируют в закон все рекомендации и запреты комиссии. Все это можно было предположить заранее. Но вряд ли кто-то мог предположить, что Республика окажется раздробленной на "сообщества", на общины, где этническая и религиозная общность становится убежищем, но и зоной, где перестают действовать государственные законы.
В школах все чаще ученики пропускают занятия по религиозным мотивам, все чаще прерываются уроки и экзамены из-за наступления времени молитвы, группы учеников отказываются изучать отдельные темы и предметы, девушки отказываются без всяких объективных причин присутствовать на уроках физкультуры, многие родители оспаривают профессиональные качества учителей-женщин, студентки не хотят сдавать экзамены преподавателям-мужчинам.
В больницах мужья и отцы требуют, чтобы их жен и дочерей лечили только женщины. Некоторые помещения превращаются в молельные комнаты. Создаются альтернативные столовые, где готовят еду, соответствующую канонам определенной веры.
Антисемитизм обрел откровенный характер: 200 лицеистов-евреев представили комиссии свои показания. Многие учащиеся, студенты и преподаватели были вынуждены покинуть учебные заведения лишь из-за того, что у них еврейская фамилия.
В сложившихся условиях головной платок кажется мелкой деталью, но самой символичной. Комиссия назвала положение девушек в мусульманских кварталах "настоящей драмой". Их заставляют носить безликую одежду, опускать взгляд при появлении мужчин. Платок заставляют носить, порой с применением насилия. Отсюда и предложение о запрете ношения платка, что в действительности объясняется как "защита девушек". Но разве можно кого-то защитить по закону?