В интервью журналу Focus украинский президент Виктор Ющенко отстраивает плоды "оранжевой революции" и правильность увольнения Тимошенко с поста премьера
- Вы достигли своих целей за 12 месяцев, прошедших после революции?
- Мы живем в другой стране, которая свободна экономически, политически и социально. В области пенсий, зарплат и в росте экономики такой динамики у нас не было за все последние 15 лет. Но мы должны продолжать реформы, в частности в образовании и в энергетике.
- Является ли сегодня Украина демократическим государством?
- Она более демократическая, чем раньше. Нам нужны эффективные институты: стабильный парламент, сильное, дееспособное правительство, судебная система, борьба с коррупцией.
- Почему коррупция не уменьшается?
- Год назад на эту тему даже нельзя было говорить. Сегодня мы сами утверждаем, что власть у нас сильно коррумпирована. На данный момент уже расследуется более трех тысяч дел.
- Многие из ваших приверженцев разочаровались в революции. Вы допустили ошибку, или ожидания были слишком высокими?
- Мы создали 830 тысяч рабочих мест, рост экономики составляет 4%.
- Тем не менее люди разочарованы...
- Сегодня существует свобода слова, каждый имеет возможность критиковать президента. Еще год назад президент был "священной коровой". Его слова были законом, никто не имел права его критиковать. Но и сегодня пресса не всегда объективна. Год назад ее контролировали три крупных клана. Они, к сожалению, еще существуют. Часто мнение определяется размером кошелька.
- Вы собираетесь проверять кланы и приватизационные сделки?
- Мы признаем приватизацию, она была законной.
- Вы сдались?
- Полный пересмотр приватизации нанесет Украине непоправимый ущерб.
- Критики утверждают, что к власти просто пришел новый клан, а система осталась прежней...
- Это не так. В экономике мы сделали ставку на конкуренцию. Украина получила статус страны с рыночной экономикой.
- А в политике?
- Тут у нас тоже существует конкуренция. Уже никто не фальсифицирует результаты выборов. Каждый может высказывать свое мнение. Сделан радикальный шаг. К сожалению, плоды демократии и свободы не вызревают мгновенно. Но они будут.
- Вы не сожалеете, что уволили Юлию Тимошенко с поста премьер-министра?
- Нет. Я сделал все, что мог. Но если люди из моей команды больше не подают друг другу руки и от этого страдает страна, я не могу закрывать на это глаза. От нас отвернулось 500 инвесторов, было закрыто 24 экономических зоны. Это большая глупость.
- Не стало ли расставание вашим личным поражением?
- Решение далось мне нелегко. Однако как можно было дальше смотреть на эту трагедию?
- В ней была виновата Тимошенко?
- В основном.
- Сможете ли вы снова тесно сотрудничать с ней?
- Я этого не исключаю. Я хотел бы, чтобы она была в моей коалиции. Я хочу, чтобы команда "оранжевых революционеров" была сплоченной. Но без предварительных условий.
-: Тимошенко упрекала вас в том, что ваше окружение коррумпировано...
- Это люди, которые вместе со мной стояли на площади Независимости, которые делали революцию. У меня не было другого выбора, кроме как привести их к власти.
- А обвинение в коррупции?
- Это предлог. Для внутренней борьбы, для утверждения собственного "Я". Прежде всего, со стороны Тимошенко. Когда интриги стали нарастать, из кармана, чтобы поднять шум, было вытащено это обвинение. При этом две комиссии его отвергли.
- Делаете ли вы ставку на то, что Ангела Меркель как бывшая гражданка ГДР будет теснее сотрудничать с Восточной Европой?
- Конечно! Нам нужны партнеры, которые понимают глубинную логику, стоящую за нашими усилиями по интеграции, которые являются нашими поверенными в отношениях с ЕС.
- Через 15 месяцев после отравления вы чувствуете себя лучше?
- Безусловно. И, как мне кажется, лучше выгляжу. Хотя я не заблуждаюсь по поводу своей привлекательности.
- Есть ли информация о том, кто вас отравил?
- Яд идентифицирован. Но откуда он, прокуратура не говорит.