С тех пор, как Россия поставила себе целью восстановить свой статус великой державы, ее отношения с Евросоюзом существенно ухудшились, полагает Le Monde. Грузинский кризис – это лишь последний этап стремительного обострения отношений, выразившегося, в частности, в конфликте по косовскому вопросу. Наибольшая напряженность возникает вокруг будущего бывших советских республик, где Москва и Брюссель ведут ожесточенную борьбу за влияние.
Разногласиями сопровождаются непростые переговоры Москвы и Брюсселя по соглашению о партнерстве и споры о возможном вступлении Украины и Грузии в НАТО и ЕС. Главное, по мнению автора, – сохранить надежду украинцев и грузин, не разгневав русских.
С членством в НАТО, признает издание, им придется подождать. Россия видит в этом решении знак того, что для НАТО отношения с Россией важнее, чем прием в свои ряды Грузии и Украины, тогда как сами эти страны подчеркивают, что процесс укрепления сотрудничества с альянсом продолжается.
Новым этапом сотрудничества с Европейским союзом стало предложение "восточного партнерства" шести странам бывшего СССР. Этот план преследует две цели: политическую ассоциацию и экономическую интеграцию, которая должна принять форму соглашений о свободной торговле. Издание подчеркивает, что использование слова "ассоциация" вместо "партнерства" в данном случае не случайно: оно применяется для обозначения отношений со странами, которые предполагается в будущем принять в ЕС.
Усиление присутствия Европы в регионе, по мнению автора статьи, оправдано рисками дестабилизации, свидетельство которых – война в Грузии и хаос на Украине. Однако ЕС должен как можно скорее определиться, согласен ли он на интеграцию этих стран в евроатлантические структуры или предпочитает держать их на расстоянии, заключает издание.