Глава ХДС в поисках своего внешнеполитического образа во время визита к российскому президенту
Первый раз Ангела Меркель побывала в Москве в 1968 году. Тогда еще 14-летняя школьница, она заняла первое место на олимпиаде по русскому языку и в качестве поощрения поехала с "поездом дружбы" в братскую социалистическую страну. С благоговением маленькая Ангела взирала на величественную кремлевскую стену, а под конец в торговом центре ГУМ приобрела свою первую пластинку "Битлз", пиратскую копию "Yellow Submarine". Анги всегда была немного не такой, как все.
С тех пор минуло больше тридцати лет. И почти все стало другим, не таким, как прежде. Советского Союза больше нет, а физик из Восточной Германии непостижимым образом возвысилась до председателя ХДС. Даже кремлевская стена ? больше не преграда для Меркель. "Вы ? один из немногих немецких политиков, с которыми я могу говорить на своем родном языке", - приветствовал президент Владимир Путин председателя ХДС. Та дает понять, что она и сейчас в любое время готова победить на олимпиаде по русскому языку. По-русски, почти без акцента Меркель отвечает на комплименты президента, однако затем переходит на немецкий.
Оба понимают друг друга с полуслова. За столом переговоров они на секунду заглянули друг другу в глаза: Путин ? перед статуей Петра Первого, Меркель ? на фоне Екатерины Великой. Чудесный сюжет для фотографов ? только с одним маленьким недостатком: Меркель приехала в Москву не как кандидат на пост канцлера, а лишь как председатель самой большой оппозиционной немецкой партии. Когда Путин летом 2000 года приглашал ее, все выглядело так, что кандидатура Меркель будет выдвинута на пост канцлера. Визит неоднократно откладывался ? и теперь, когда он наконец состоялся, кандидатом стал другой. Однако в Кремле это, кажется, никому не мешает. Вместо запланированных сорока минут, Путин уделил гостье из Германии целых полтора часа. Слишком много времени для оппозиционного политика, шансы которого прийти к власти в Германии теперь относительно невелики.
Очевидно, что Меркель наслаждается вниманием, которое ей уделяется в российской столице. После Путина в этот же день ей еще предстояли встречи с министром иностранных дел Игорем Ивановым, министром внутренних дел Борисом Грызловым и бывшим российским вице-премьером Егором Гайдаром России. "У меня хорошая политическая программа", - снова и снова подчеркивает Меркель.
Однако те, кто видят спешащую с одной встречи на другую по серой и холодной Москве председателя ХДС, невольно задаются вопросом: Зачем ей все это? Несостоявшаяся кандидатка явно стремится продемонстрировать в Кремле свои возможности на дипломатическом поприще. Меркель в беседе с Путиным без обиняков обращается к теме свободы печати, которой, по мнению западных наблюдателей, с закрытием последнего неправительственного телеканала TВ-6 угрожает серьезная опасность. Разумеется, она делает это так, чтобы избежать прямой критики. И здесь Меркель применяет женское оружие. Она считает, что свобода печати "непременный" признак демократического развитию страны, и дает понять это Путину. Наконец, западные политики тоже должны "терпеть" разнообразие средств массовой информации, добавляет она, подмигивая. Также затрагиваются темы чеченской войны и расширения НАТО. "Здесь, конечно, наши мнения не совпадают", - осторожно замечает Меркель.
То, что внутри России есть оппозиция президенту, Меркель узнает в первый же день своего визита в Москву. Лидер оппозиционной партии "Союз правых сил" Борис Немцов сказал, что Путин представляет собой "опасность для демократии", и назвал его "своего рода Пиночетом". "Передайте ему это", - сказал Немцов Меркель на прощанье. Однако Меркель достаточно умна, чтобы не стать инструментом в этом внутрироссийском конфликте. Скорее, она даже показывает определенное понимание путинской политики "твердой руки". Преобразование России ? это "геркулесова задача", для решения которой иногда требуется "большая последовательность" и "большая твердость", сказала она после встречи.
После таких слов непроизвольно напрашивается сравнение с делами ХДС, реформирование которой удалась, как известно, только частично. Однако здесь, в Москве, Меркель показала себя сильной западной женщиной. По долгу службы она передала Путину "сердечный привет от господина Штойбера", а также приглашение на Вагнеровский фестиваль в Байройте. Для этого это руководитель ХДС пользовалась русским языком. А вечером за бокалом красного вина она открыто говорила о своей "расположенности к России".
С некоторых пор Меркель находится в поисках своего внешнеполитического образа. Этой же цели служили ее визиты в Вашингтон и Иерусалим в прошлом году, тогда еще в качестве потенциального кандидата на пост канцлера. Теперь Меркель в случае победы ХДС на выборах могла бы претендовать на пост министра иностранных дел, хотя в ее окружении подобные предположения до сих пор отвергались.
Возможно, самым важным пунктом программы Меркель во время ее московского визита было посещение Новодевичьего кладбища, куда она направилась сразу же после ее прибытия в Москву, чтобы положить букет белых тюльпанов на могилу Раисы Горбачевой.