Скажем сразу, чтобы уже не повторяться: мы, французы ? люди глубоко трусливые, "мюнхенцы" в душе, исключительно продажные. К тому же мы антисемиты и ? само собой разумеется ? оголтелые антиамериканисты. Ах, да, совсем забыли: мы еще и "старые". Именно так некоторые американские газеты пишут о французах. Один из самых известных комментаторов The Washington Post пишет, что с 1870 года Франция совершенствовалась только в одном искусстве ? отступать и убегать. New York Post обвиняет Францию в черной неблагодарности: она забыла о жертвах, понесенных "джи ай" во Второй мировой войне! В рубрике "Свободное мнение" газета The Wall Street Journal публикует статью английского журналиста Кристофера Хитченса, который называет Жака Ширака "орущей крысой", мечтающей превратить Францию в "сводницу Саддама". Спрашивается, за какое преступление? Париж дерзнул не солидаризоваться с политикой администрации Буша в отношении Ирака? Наиболее частые комментарии сводятся к тому, что есть лишь одно объяснение такой позиции Парижа ? низменные материальные интересы, запах нефти.
Будет слабым утешением назвать такой портрет Франции ответом по принципу "сам дурак". В какой-то мере это ответная реплика той Америки, которую по другую сторону Атлантики слишком часто изображают как банду ковбоев, держащих палец на спусковом крючке кольта и ведомых фундаменталистским пастором. Мало утешения и в том, что франкофобия, как пишет американский ученый Саймон Серфати, является настроением, широко распространенным в партии президента Джорджа Буша. Бесполезно также напоминать, что во Франции книги, обличающие антиамериканизм, пользуются большим успехом. И уж конечно, нет смысла говорить, что два ключевых момента в позиции Парижа, по крайней мере, стоят того, чтобы их обсуждать: 1) Ирак не представляет настолько большой опасности, чтобы это оправдывало войну против него; 2) война против арабской страны ? это как раз то, чего добивается Усама бен Ладен.
Мы переживаем время карикатур. И то, что можно было бы назвать эксцессами злонамеренной прессы, все же показательно: тон заатлантических СМИ нередко отражает то, что в частных беседах говорят о Франции (и о Германии) в некоторых официальных вашингтонских кругах. Не все. В публичном выступлении во вторник президент Буш решил продемонстрировать беспристрастность и желание преуменьшить франко-американские разногласия. Да и Жак Ширак напоминает своим собеседникам, что конфликт по поводу Ирака не должен затмевать то, что объединяет США и Францию.
И последнее заключение по поводу тех изысканных эпитетов, которыми американская пресса награждает Францию. В эпоху глобализации информации, CNN и интернета, новостей, передаваемых 24 часа в сутки, старый стереотип отнюдь не умер. Наоборот. "Мировая деревня" ? это всегда господство штампа.