Глубокие различия между тем, как женщины и мужчины усваивают знания, объясняют, почему мужчины в Кембриджском университете почти в два раза чаще женщин получают диплом первой категории (то есть заканчивают учебу лучшими на курсе). Об этом говорят результаты исследования, проведенного в университете; сообщение о нем опубликовано сегодня.
Д-р Крис Мэнн, проследившая путь 200 студентов, поступивших на первый курс университета в 1997 г. и выпущенных из его стен три или четыре года спустя, пришла к выводу, что женщины хотят понимать предмет, который они изучают, в то время как мужчины принципиально заинтересованы в показателях своей успеваемости.
Эти различия усугубляются преобладанием в составе преподавателей мужчин, предпочитающих видеть совершенство в демонстрации "интеллектуальной игры мускулами", а не в способности слушать, впитывать и обобщать.
Д-р Мэнн говорит, что этот контраст отлично иллюстрируется диапазоном показателей при изучении представителями двух полов химии и математики. Преподавание химии, по которой женщины получают больше дипломов первой категории, организовано так, что студентов поощряют к пониманию основополагающих принципов. Математика, напротив, представляет собой "род соревнований, к которым ты готовишься". Акцент ставится не на понимании, а на скорости решения проблемы, и тут мужчины женщин опережают.
Менее очевидно, почему мужчины оказываются побежденными, если речь идет об обучении английскому, истории, современным и средневековым языкам.
Д-р Мэнн считает, что у мужчин больше уверенности в своих природных способностях и они более технично сдают экзамены, в то время как женщины, возможно, проявляют излишнее усердие и слишком боятся потерпеть неудачу.
Еще один фактор заключается в кембриджском методе преподавания с использованием наставников или "наблюдателей", когда еженедельно, один на один или в составе небольших групп, обсуждаются достижения каждого учащегося.
"Женщины, которые ищут глубинного понимания, задают больше вопросов, чем мужчины. Возможно, они продвигаются вперед медленнее и поначалу больше опираются на авторитет преподавателя", - говорит д-р Мэнн. Мужчины, напротив, ведут себя более инициативно, движутся вперед быстрей и, скорее, соперничают с преподавателями и другими студентами, чем подчиняются авторитетам.
По словам д-ра Мэнн, необходима общая обязательная подготовка преподавателей, с тем чтобы они осознали разницу между интеллектуальным подходом мужчин и женщин, обеспечив последним то внимание, в котором они нуждаются.
Руководители студенческих союзов университета восприняли результаты исследования с пониманием. "Я в самом деле хочу получить лучший результат и теперь знаю, как этого добиться, - сказала Крис Холли. - Я буду более уверенно вести себя на собеседованиях. Вообще, в этом университете методика обучения поставлена неважно".
Публикация, возможно, добавит аргументов к требованиям студентов отказаться от практики изнурительных трехчасовых экзаменов, более подходящих мужчинам, чем женщинам, в пользу метода постоянной оценки.
В исследовании д-ра Мэнн не замечено корреляции между успеваемостью студентов и типом школы, которую они закончили, а также их социальной принадлежностью.