Компания Chevron заявила, что заинтересована в приобретении активов ЮКОСа. Это говорит о том, что американская нефтяная компания может принять участие в политически неоднозначном дележе того, что некогда принадлежало самой крупной в стране нефтяной компании.
Николай Лашкевич, представитель Эдуарда Ребгуна, назначенного судом временного управляющего ЮКОСа, сообщил, что Chevron прислала письменное подтверждение заинтересованности в приобретении активов ЮКОСа совместно с другими международными нефтяными компаниями, назвать которые он отказался.
Chevron продолжает поиск долгосрочных инвестиционных возможностей в российском энергетическом секторе, отмечается в заявлении Chevron, и в этой связи компания рассматривает ряд вариантов. Однако политика компании не располагает к комментариям по фактам проведения дискуссий о слияниях и приобретениях.
Подобный шаг станет второй попыткой Chevron, стремящейся получить доступ к обширным энергетическим резервам России, купить долю в ЮКОСе. В 2003 году Chevron конкурировала с Exxon Mobil в борьбе за долю в ЮКОСе, пока арест Михаила Ходорковского не положил конец переговорам и не привел к началу дележа имущества ЮКОСа. В 2004 году главное производственное подразделение, "Юганскнефтегаз", получила государственная "Роснефть".
Участие в какой бы то ни было распродаже активов может привести Chevron на минное поле. Владелец ЮКОСа, компания Group Menatep (известная как GML), указывает, что принудительная продажа компании с целью покрытия неуплаченных налогов на сумму более 33 млрд долларов - это "кража".
Александр Темерко, бывший вице-президент ЮКОСа, заявил, что Кремль пытается втянуть иностранные нефтяные компании в процесс банкротства для "сокрытия незаконной деятельности государства".
Темерко отметил, что выдвинутые на прошлой неделе новые обвинения против Ходорковского и его делового партнера Платона Лебедева в отмывании более 23 млрд долларов дохода от продажи краденой юкосовской нефти приблизительно равны оценке оставшихся активов ЮКОСа в 22 млрд долларов, осуществленной Ребгуном.
"Роснефть" и "Газпром", еще одна контролируемая государством энергетическая компания, считались главными претендентами на два оставшихся производственных подразделения и нефтеперерабатывающие предприятия ЮКОСа.