Писатели Иан Ранкин и Джулиан Барнс будут бороться с решением Тессы Джоуэлл не защищать дом Шерлока Холмса
Покрытый листвой сельский особняк Андершоу, где сэр Артур Конан Дойль создал свое самое знаменитое произведение, "Собаку Баскервилей", оказался в центре литературного спора.
Дом почитают миллионы поклонников Шерлока Холмса во всем мире. Участники общественной кампании в ярости из-за того, что департамент культуры, печати и спорта блокирует их усилия, направленные на повышение в каталогах статуса 36-комнатного дома в Суррее, частично спроектированного самим Конан Дойлем, чтобы сохранить его для будущих поколений. Департамент счел, что это недостаточно значительный писатель, чтобы удостоиться такой чести.
Ведущие писатели, включая Джулиана Барнса и Иана Ранкина, осудили министра культуры Тессу Джоуэлл за неспособность понять место автора в культурном каноне страны.
Барнс, чей роман "Артур и Джордж", попавший в короткий список премии Буккера, содержит подробное описание дома, критикует Джоуэлл за непонимание, "достойное сожаления".
Он заявил The Independent On Sunday: "Учитывая, что невозможно шагу ступить, не наткнувшись на ту или иную адаптацию Конан Дойля, министр, на мой взгляд, глубоко заблуждается. Это красивое и интересное имение, редкий пример дома, в создании которого писатель принимал участие как архитектор. Я могу припомнить только еще один такой пример - дом Томаса Гарди".
Ранкин, автор "Инспектора Ребуса", тоже присоединил свой голос к критике. Он сказал, что это представляется "литературным снобизмом", и добавил: "Он создал одного из самых узнаваемых и исконных героев литературы, и если его дом не заслуживает спасения, я скажу, что ни один дом не заслуживает спасения".
Дом в Хиндхеде, Суррей, был готов в 1896 году, потому что говорили, что "микроклимат" этой местности облегчает страдания больных туберкулезом, который обнаружили у жены писателя, Луизы, тремя годами раньше. Конан Дойл прожил там до 1906 года, написал "Собаку Баскервилей" и много других произведений, а также принимал там таких гостей, как Брэм Стокер и Вирджиния Вульф.
Сейчас дом в ужасном состоянии ветхости после многолетнего небрежения, свинец с крыши недавно украли. Говорят, что в грозу в дом течет вода, а окна из цветного стекла на основе рисунков семьи Конан Дойля повреждены.
Недавние планы разделить здание на квартиры и построить еще дома на этом участке были отвергнуты. Хотя дому присвоена категория II в каталоге, Викторианское общество хочет поднять его статус до категории I, чтобы усилить его защиту и привлечь средства на сохранение.
Однако министерство культуры отвергло заявку, поскольку его советники из English Heritage сочли, что Конан Дойля "нельзя назвать автором уровня Чарльза Диккенса или Джейн Остин".
Сейчас общество подало апелляцию на это решение и подчеркнуло, что дом, принадлежавший бабке поэта Теннисона, отнесен к категории II - дающей такой же уровень защиты, что и категория I - лишь на том основании, что поэт там останавливался.
Барнс сказал: "На мой взгляд, это достойно сожаления. Это очень интересный дом, и сам Конан Дойль участвовал в его проектировании, вплоть до того, как открываются двери. Он был сторонником того, чтобы все двери можно было и тянуть, и толкать, поскольку считал, что открывание дверей занимает слишком много времени.
"Я считаю, что, если мы вносим в каталог все дома, связанные с литературой, то этот дом интереснее и в большей мере представляет наше наследие, чем дом, принадлежавший бабке Теннисона".
Кэтрин Ферри, архитектурный советник Викторианского общества, сказала, что решение "возмутительно".
"Никто не говорит, что в архитектурном отношении он сравним с Собором святого Павла, но это отзвук того, что он означает, и человека, который там жил, и его достижений", - заявила д-р Ферри.
"Это все пропитано историей, - добавила она. - Есть некий снобизм в том, что человека, прославившегося как автор детективов, нельзя считать таким же значительным, как Диккенс и другие "великие".