В тот незабываемый день 24 июня 1941 года "куньядиссимус" (по аналогии с "генералиссимус" от исп. cuñado - "шурин". Серрано Суньер был шурином Франко. - Прим. ред.) Рамон Серрано Суньер вышел на балкон, чтобы подбодрить собравшихся у его ног товарищей-фалангистов призывом: "Россия виновата!" С тех пор для режима Франко Россия была виновата практически во всем, и особенно следовало подчеркнуть русскую вину, когда Гитлер осуществил вторжение в Россию, и, как выяснилось позже, здесь лелеяли мысль об отправке на помощь узурпатору нашей "Голубой дивизии" волонтеров и военнообязанных. Людей, уже проникнувшихся идеалами самого низменного антикоммунизма, и тех, кто своим поступлением на военную службу пытался загладить свои прежние левацкие поползновения и утвердиться на стороне победителей.
Капушинский (польский писатель Ришард Капушинский. - Прим. ред.) в своей книге "Империя" рассказывал, как мало в России демократии и свободы. Никакого энтузиазма не вызывает у нас и президент Путин и его методы. Но в преддверии одностороннего провозглашения независимости Косово, ожидаемого 17 февраля, стоит подробнее рассмотреть безупречные аргументы Москвы и в полный голос крикнуть: Да здравствует Россия! По сути, пишет Тони Барбер из Financial Times, Россия предостерегла, что Евросоюз создаст опасный прецедент в международном праве и нанесет ущерб авторитету ООН, признав независимость Косово и направив миссию по вопросам безопасности в провинцию, отколовшуюся от Сербии. Представитель России при ЕС Владимир Чижов сказал, что достаточно многие люди в мире сочтут это событие прецедентом.
Согласно безупречной точке зрения России, резолюция 1244 Совета Безопасности, одобренная после войны в 1999 году, поместила провинцию под юрисдикцию ООН и санкционировала присутствие контингента НАТО в Косово. Но эта резолюция не содержит никаких законных оснований для отправки туда миссии безопасности ЕС, которая сменит натовский контингент и вместо контроля ООН установит контроль Брюсселя. В план передачи юрисдикции вносятся последние поправки, прежде чем представить его министрам иностранных дел стран ЕС для одобрения на предстоящей 18 февраля встрече. Москва, которая обещает поднять вопрос на Совете Россия-НАТО, выразила свою озабоченность, потому что в случае удовлетворения требований Косово впервые территория некоего государства в одностороннем порядке провозгласит собственную независимость, изменив границы, оговоренные на Хельсинкской конференции. Следует отметить, что инициатором этого процесса была террористическая группировка, опирающаяся на результаты незаконного и карикатурного референдума, проведенного ее политическим крылом среди косовских албанцев. Ничего не напоминает?
Понятно, как трудно правительству Хосе Луиса Родригеса Сапатеро встать на сторону России, учитывая упомянутую здесь позицию Серрано Суньера и тот факт, что главным сторонником независимости Косово являются Соединенные Штаты президента Буша. Но это важный вопрос, и его следует обсуждать вне зависимости от того, что другие страны ЕС могут разойтись с нами во мнении. По крайней мере семь из 27 членов ЕС высказались против немедленного признания независимости Косово и, похоже, Швеция и Кипр отказываются от безоговорочного признания. А что же мы? Где-то писали, что единственное требование испанского правительства заключалось в том, чтобы провозглашение независимости состоялось после 9 марта, дабы это событие не отразилось на результатах выборов. The Economist напоминает, что лучший девиз балканской политики - "ждите неожиданного", но в данном случае у нас есть полное право ожидать большей ясности в выборе позиции по Косово.
В Мюнхене в эти дни на высшем уровне обсуждаются вопросы безопасности и обороны, и в очередной раз Россия заявила о себе в вопросе гонки вооружений, которую, по ее мнению, она имеет право возобновить. Предвыборная ситуация подталкивает Москву к подобной дерзости, имеющей большой успех главным образом у наиболее обездоленных слоев населения, все еще тяготеющих к "имперскому пути". Пожалуй, Евросоюзу стоит высказаться по поводу договоренности Польши и Чехии с Бушем относительно противоракетного щита. Когда стоял вопрос о размещении американских ракет Pershing и Cruising, не затрагивающем интересы Испании, премьер-министр Гонсалес выразил свое одобрение. Пожалуй, премьер-министру Сапатеро следовало бы сейчас определиться с позицией по Косово.